Автор повестей «Исключения исправил», «Енот и я» Евгений Коган:
Однажды у меня страшно заболела спина. Спина и плечо, и еще рука. Говоря проще, у меня практически отнялась левая часть туловища. Я наглотался обезболивающих, и мне стало немного легче. Но потом все началось снова. И тогда я испугался. Потому что, если у тебя отнимается левая часть туловища, ты начинаешь думать о плохом, и мысли эти становятся все более и более навязчивыми. Потому что слева у тебя – сердце.
Я пошел к врачам, чтобы они исследовали меня на предмет наличия разных болезней. Тьфу-тьфу-тьфу, ничего не нашли. И тогда я стал волноваться еще сильнее, потому что мне становилось все хуже и хуже, видимых болезней при этом не было, и доктора Хауса, который умеет находить выход из безвыходных ситуаций, не было тоже.
И тут на помощь пришел мой папа. Надо учитывать, что папа, всю жизнь проработавший анестезиологом в детской реанимации, – врач в высшей степени консервативный. Он даже в свиной грипп не верит, не то, что в нетрадиционные методы лечения. Но, как пел Егор Летов, «не бывает атеистов в окопах под огнем». Так что папа отвел меня к своей ученице, которая однажды свернула на кривую дорожку и занялась иглоукалыванием. Десять дней, по часу в день, я сидел с книжкой на мягком диване и был похож на ежика, потому что из уха у меня торчали десять иголок. После этого боли прошли.
Другие статьи автора: | |
---|---|
Евгений Коган: «Я не привык искать поводы для оптимизма» | |
Евгений Коган: «Не спать же тогда, когда можно жить…» | |
Другой пример – один мой друг и бывший начальник не верит в гомеопатию. Он так прямо и заявляет: «Я не верю в гомеопатию». И я его понимаю – какие-то сахарные шарики, на которые нанесено тысячное разведение чего-то, что, вроде бы, не прошло клинических исследований (то есть у этого «чего-то», кажется, нет доказанной полезности) – и это они называют лекарством? Нет, правда, глупость, не о чем говорить. Я уважаю мнение бывшего начальника, тем более что мой папа (напомню, анестезиолог в детской реанимации) тоже не верит в гомеопатию, о чем заявлял буквально каждый день, когда моя мама, тоже доктор, пошла на курсы гомеопатов. Потому что в это действительно сложно поверить. Но вот какая штука – когда мой бывший босс заболевает, он глотает шарики – ну, хуже ведь не будет? И, кстати, его детей вылечили от аллергии именно гомеопаты. Ну и так далее.
И вот теперь наступил подходящий момент для того, чтобы наконец-то перейти от частного к общему. Я, правда, не понимаю, как иголки в ухе лечат от боли в спине, а сахарные шарики – от отита. И я не уверен, что хочу знать, почему пчелиный укус, говорят, кроме боли оказывает еще и благотворное влияние на отдельные части организма (если пчеле показать, куда кусать). И, наконец, я ни в коем случае не утверждаю, что все это – не эффект плацебо. Но вот что я знаю точно: не стоит просто так разбрасываться словом «мошенник». Раньше ведь и в то, что Земля вертится вокруг Солнца, не верили.