Наш эксперт – эндокринолог, кандидат медицинских наук Антон Рагозин.
После открытия в 1923 году инсулина у огромного количества больных, страдающих диабетом I типа, появился шанс дожить до глубокой старости при условии регулярного введения этого гормона в кровь. Постепенно инсулиновые шприцы с толстыми иглами превратились в шприц-ручки, а для измерения уровня глюкозы в крови пациенту уже не нужно с утра пораньше бежать в поликлинику, чтобы сдать кровь на сахар, это сделает за пару минут портативный сахароизмеритель – глюкометр. Качество жизни взрослых и маленьких пациентов, а также их родных значительно выросло. И все же не всегда человек, которому поставлен этот диагноз, готов стойко преодолевать трудности, возникающие в процессе лечения.
Работать придется сообща
Чтобы облегчить участь больных, ученые и инженеры сделали почти невозможное – соединили в одном приборе глюкометр и шприц с инсулином. Этот особый медицинский аппарат получил название «инсулиновая помпа». Устройство попыталось воспроизвести работу поджелудочной железы и взяло на себя ответственность за своевременную и точную доставку необходимого пациентам гормона в кровь.
Интересно | |
---|---|
Самые сверхточные помпы последнего поколения могут самостоятельно прекращать подачу инсулина, если у пациента развивается гипогликемия. Например, если у ребенка ночью во время сна сахар крови вдруг начинает снижаться, помпа останавливается, сахар «встает на место», и она автоматически включается. |
Инсулиновая помпа задумана для использования в течение всей жизни. Она не только доставляет инсулин в кровь, но и защищает пациента от гипогликемии, то есть падения уровня сахара в крови, которое вызывает состояние, угрожающее жизни, – кому.
Помпа «умеет» вводить инсулин подкожно в нужное время и одновременно измеряет сахар в подкожной клетчатке с помощью особого сенсора (чувствительного датчика), расположенного под кожей. Причем не просто измеряет, но еще и показывает, будет ли сахар расти или упадет, и насколько быстро. Помпа собирает и хранит информацию, а пациент и его лечащий врач всегда могут проанализировать эти данные и предотвратить скачки сахара в будущем.
Конструкция помпы сама по себе проста: в ней есть картридж (резервуар) с инсулином, катетер, который вставляется подкожно в места инъекций и закрепляется пластырем, и соединенный с резервуаром «мозг» помпы, он же – блок памяти, высокоточный аналитический прибор. Несмотря на такие технические навороты, пока еще нельзя сказать, что прибор сам всю работу делает за больного.
В помпе запрограммированы определенные возможности, но это не закрытая система, поэтому человеку нужно постоянно «общаться» с прибором, получать информацию о своем состоянии и давать новые указания. Пациент активно участвует в своем лечении, поэтому он должен, как и его врач, быть квалифицированным, то есть знать, как работает прибор и как им правильно пользоваться.
Укол – раз в 4 дня
Что обычно происходит при инъекционном введении пролонгированного инсулина (то есть вещества длительного действия)? Человек сделал укол на сутки, а дальше – неизвестность: то ли упадет сахар в крови, то ли будет держаться в пределах нормы. Причин возникновения таких скачков (врачи их еще называют «американскими горками») несколько. Тут важно, насколько строго соблюдалась диета, вовремя ли человек поел, не было ли у него внезапной физической нагрузки – например, вдруг он пошел быстрым шагом или стал шустро подниматься по лестнице – и т. д.
Если больной отправился в спортивный зал, то он должен постоянно (раз в полчаса) пить сладкие напитки. Ведь инсулин в крови уже есть, а физическая нагрузка усиливает его действие, поэтому уровень сахара будет падать.
Кстати | |
---|---|
Из каждых десяти пациентов с сахарным диабетом в России один страдает инсулинозависимой формой, или диабетом I типа. Его иногда называют «юношеским» и «диабетом худых», так как в отличие от «диабета полных» (инсулиннезависимого) он поражает организм в самое «цветущее» время – в детстве, подростковом и молодом возрасте (до 40 лет). |
Действие помпы аналогично действию инъекции пролонгированного инсулина, но при этом не имеет побочных эффектов. Это и есть главное достижение прибора – возможность поддерживать в крови стабильно одинаковый уровень гормона. Базальный режим помпы обеспечивает непрерывную подачу инсулина в кровь в очень маленьких дозах (микродозах). С помпой пациент может в любое время вмешаться в базальный режим и его изменить, потому что используется только более гибкий ультракороткий инсулин. Для этого существует второй режим помпы – болюсный, он аналогичен действию короткого и ультракороткого инсулина при обычном лечении.
Для помпы нужен специальный инсулин во флаконах, который, кстати, стоит дешевле, чем препарат для шприц-ручки.
Пациент набирает в специальный резервуар инсулин, подсоединяет катетер, который устанавливается подкожно на четверо суток. Такое редкое проведение инъекций очень важно для пациентов, особенно маленьких, потому что дети зачастую очень боятся уколов. А помпа избавляет малыша от боли и страха, к тому же для управления прибором можно пользоваться пультом дистанционного управления.
Продлить «медовый месяц»
В начале развития сахарного диабета у человека остается всего 5% работающих клеток поджелудочной железы, и эти 5% стараются поддержать нормальное количество глюкозы в крови, но справиться с этой задачей они не могут, и в этом беда заболевания.
По мнению противников помпы, это устройство, постоянно вводя инсулин в кровь, способствует полному «отключению» клеток поджелудочной железы, ответственных за выработку своего инсулина, отчего они уже никогда не будут производить этот гормон, пусть и в небольших количествах. Сторонники помпового введения инсулина считают, что даже в начале развития сахарного диабета I типа, в так называемый «медовый месяц», когда потребность в инсулине не так высока, все равно есть показания к помповой терапии. Помпа может вводить по 0,05 единиц лекарства в час – это количество невозможно дозировать никаким другим способом.
Читайте также: | |
---|---|
Что ждёт больных сахарным диабетом в ближайшем будущем? | |
Сенсация: диабет можно вылечить с помощью операции | |
Если не наладить такое лечение, то вскоре пациенту понадобится полная доза лекарства, поскольку на маленьком количестве инсулина клетки поджелудочной железы будут работать недолго. Подключение помпы продлевает этому человеку «медовый месяц», который, увы, рано или поздно закончится. Пока не существует лекарств, которые бы предотвратили гибель клеток, это фатальный процесс.
Интеллектуальное лечение
Инсулиновая помпа «пришла» в Россию в 2004–2005 году, и с каждым годом все больше взрослых и маленьких пациентов учатся пользоваться «умным насосом». В Москве каждый десятый ребенок с сахарным диабетом I типа применяет помпу. Есть города в России: Ханты-Мансийск, Салават, Челябинск, где расходы на покупку помп взял на себя местный бюджет и обеспечил ими всех нуждающихся детей. В Новосибирске благотворительные организации и фонды помогают детям с инсулинозависимой формой диабета.
Можно утверждать, что помпа – это более интеллектуальный способ введения инсулина и одновременно средство анализа уровня глюкозы в реальном времени. Но пользу от любого устройства, даже самого точного и дорогостоящего, можно нивелировать, если у врача, а следовательно и у пациента не будет знаний. Врач обучается сам, а потом обучает своего больного. В России за последние годы появилось огромное количество высококвалифицированных эндокринологов, но их могло быть еще больше. К сожалению, есть доктора, которым проще выписать рецепт, чем научиться чему-то новому.
Есть ли у инсулиновой помпы недостатки? Да, но их немного, один из них – пока еще высокая цена. Кроме того, помпа – это машина, а любая машина может ломаться. Но пациент об этом практически сразу же узнает. Если прекратится подача инсулина, устройство даст сигнал, и пациент немедленно перейдет на шприц-ручку. У части людей бывает аллергия на пластырь, которым катетер крепится к коже.
Статистика показывает: пациенты с сахарным диабетом I типа стали дольше жить. Все новейшие средства введения инсулина и самоконтроля позволяют сделать качество их жизни более высоким и отсрочить развитие тяжелых осложнений.