Отец Дракулы
Славу открытия вампиризма приписывают ирландскому писателю Брэму Стокеру, который опубликовал свой знаменитый роман «Дракула» еще в 1897 году. Но сам вампиризм – явление куда более древнее.
Мы, советские ребята – октябрята, пионеры, комсомольцы, были твердо уверены, что нечистой силы не существует. Нет ни бога, ни черта, и после смерти нет вообще ничего, а жизнь – сплошная химическая реакция. Во времена перестройки и гласности стало модным рассуждать об энергетическом вампиризме. Но это отдельная тема. А недавно возникла остроумная гипотеза вполне в материалистическом духе, о реальном существовании классических вампиров. Дескать, это очень древний паразит, живший еще в организмах динозавров. Но сейчас мы хотели бы поговорить о психических патологиях, которые способны вызвать у непосвященных мистических страх и послужить причиной возникновения легенд об упырях.
Порчи ли хвори?
Самое простое объяснение появления легенд о вампирах – эпидемии чумы и черной оспы. В прошлом они выкашивали до двух третей населения Европы. Те, кто оставался в живых, не всегда могли понять причину смерти соседей.
Ее объясняли, конечно же, колдовством и порчей. Старались бороться с порчей такими же средствами. Выкапывали покойника, видели, что он непомерно раздут (а каким же еще быть разлагающемуся телу?), и считали это признаком «хорошего питания» после смерти.
«Упыря» протыкали осиновым колом, отрубали ему и клали между ног голову, как полагалось для борьбы с вурдалаками. Но зараза не прекращалась, потому что, как мы теперь знаем, возбудители чумы сохраняют жизнеспособность в могильниках столетиями, и протыкавшие труп в целях самообороны, естественно, заражались сами.
Или возьмем случаи летаргического сна. При легкой форме летаргии больной выглядит как полутруп, но может сохранять элементарный контакт с окружающими. В тяжелой стадии он совершенно как мертвец. Такие случаи встречаются довольно редко. Но можно себе представить, как в небольшой румынской или ирландской деревне, вскоре после похорон из могилы вылезает «мертвец». Очевидцы будут помнить об этом многие годы!
Филии ведьм и колдунов
Инстинктивный страх перед мертвыми – это нормально. Однако когда такой страх усиливается увиденным или услышанным, могут возникнуть различные навязчивые состояния – фобии, или наоборот – болезненные влечения, которые называются «филиями». Как то некрофилия – сексуальное влечение к мертвым, демонофилия – болезненный интерес к «нечистой силе», никтофилия – аномальная активность в ночные часы и избегание дневного времени суток, телеофилия – болезненный интерес к похоронным ритуалам и принадлежностям. Можно предположить, что в Средневековье основной частью сожженных, утопленных или замученных инквизицией «ведьм», «колдунов» и «оборотней» были именно лица, страдающие в той или иной степени «филиями» – болезнями психики.
Настоящим «инфернальным (демоническим) сущностям», как мы знаем из кинофильмов, почти всегда удается выкрутиться. Простой же больной, как правило, не только не обладает сверхъестественными способностями, наоборот, он слабее прочих и рано или поздно выдает себя. Только сказочный вампир может замаскироваться под обычного человека, в крайних случаях он по сюжету может скрыться в лечебнице, выдавая себя за обычного психа, страдающего навязчивой манией и явно идущего на поправку.
Изменение личности
Некоторое время назад все вышеперечисленные навязчивые состояния объясняли «вялотекущей шизофренией». Считалось, что чаще всего она возникает в юношеском возрасте, хотя проявления болезни могут обнаруживаться и позднее. Медленное многолетнее развитие заболевания сопровождается постепенно нарастающими изменениями личности.
Навязчивые идеи, которые возникают у больного периодически и не поддаются контролю сознания, с чуждыми мыслями (обычно – неприятными), сомнениями, на первых порах воспринимаются самим больным критически. Он даже пытается бороться с ними. Такие состояния могут быть следствием невроза, эпилепсии, различных заболеваний, связанных с поражением головного мозга.
У больных наблюдается полярная смена болезненных проявлений: то появляется возбуждение, то возникает апатия. Рождаются страхи, которые видоизменяются от простых к всепоглощающим.
Сколько страхов!
Причинами болезненных страхов может быть что угодно. Например, если у человека агорафобия (от греческого agora – рыночная площадь) – он боится открытого пространства, площадей, широких улиц, скопления людей. Геронтофобия – боязнь общения со стариками, старости, старения.
Демонофобия (от греческого daimõn – злой дух), еще ее называют сатанофобия – это навязчивая боязнь дьявола, нечистой силы, злого духа. А есть фазмофобия – боязнь не только дьявола, но и призраков, других фантастических существ. Никтофобия, или скотофобия, – навязчивый страх темноты, наступления ночи из-за предчувствия мучительной бессонницы, кошмарных сновидений. Некрофобия, еще называемая телеофобией, – боязнь трупов и похоронных принадлежностей; эрейтофобия – страх, возникающий при рассматривании окрашенных в красный цвет предметов, возможно напоминающих кровь; эремофобия – боязнь находиться в безлюдном месте, быть в одиночестве.
Список фобий этим не ограничивается. Есть еще такая психическая болезнь, как иерофобия (от греческого hieros – священный) – боязнь предметов религиозного культа. Коинофобия – боязнь заходить в помещение, где собралось много людей; рипофобия – боязнь грязи, нечистот; тропофобия – страх перемен; тафефобия – боязнь быть погребенным заживо и, как следствие, боязнь похорон и связанного с ними ритуала. Теофобия – боязнь бога, божьей кары, божьего вмешательства в судьбу; фотофобия – боязнь света; эйзоптрофобия – боязнь зеркал.
Разносчики заразы
А теперь представьте, какое подозрение вызовет любой, страдающий какой-либо филией, у того, кто обуреваем фобиями? Вот где развернется болезненная фантазия! Все это детально описано Брэмом Стокером и его последователями, только не с медицинской, а с мифологической точки зрения. При появлении нового вампира, с одной стороны, с другой – тут же возникает новый борец с нечистью.
Поэтому вполне резонно задать вопрос: не являются ли знатоки человеческих душ – писатели, рассказчики, кинематографисты – те, кто ворошат древние легенды об упырях, своеобразными разносчиками заразы, провокаторами психических расстройств и навязчивых страхов?