Примерное время чтения: 8 минут
1156

Скрытая эротика в рекламе. К чему нас приучают с ТВ-экранов?

И тут случаются всякие интересные истории. Последняя связана с рекламой кетчупов и с ее влиянием на наше подсознание. Речь не о 25-м кадре, а о более изощренных технологиях, замешанных на психоанализе.

«Нам шутка строить и жить помогает»

Прежде чем анализировать рекламные ролики двух кетчупов, давайте настроимся на правильный тон для поиска тайных сексуальных сигналов. Поэтому, профессиональный психиатрический анекдот в тему:

Врач проводит диагностический тест с пациентом, он рисует квадрат и спрашивает:

- Что это такое?

- Это комната, в которой есть женщина, с которой я буду заниматься сексом, - отвечает пациент.

Доктор делит чертой квадрат пополам.

- А это две комнаты, в каждой из которых есть по женщине, с которыми я буду заниматься сексом, - не дожидаясь вопроса, говорит больной.

Врач делит квадрат на четыре части.

- Это четыре комнаты, в каждой есть женщина, и с каждой я буду….

Врач, не дожидаясь ответа, рисует еще квадрат.

- Доктор, ну вы и маньяк!

Давайте уподобимся этим маньякам и посмотрим два рекламных ролика кетчупов-конкурентов.

Теперь о серьезном

Если вы смотрите телевизор в прайм-тайм, то наверняка видели ролики двух кетчупов – «Хайнц» и «Балтимора». Начнем с последнего, яркого и бравурного. Мужики в самом соку радостно поют нам о том, что они наконец-то узнали, зачем им нужна вторая рука. Одной рукой они выливают из бутылочки с широким горлом яркий кетчуп, который обильно покрывает шашлык и прочие нехитрые блюда. И одновременно поют о том, что делает их левая рука: «Я могу обнимать жену, пока течет мой любимый кетчуп» - рука действительно ложится на талию супруги. Или: «Я могу прилепить глаз кенгуру, пока течет мой любимый кетчуп», - рука прилепляет глаз на плюшевую игрушку несколько выше талии. Есть еще ария, которую я, как ни прислушивался, понять не мог, но ее исполнитель как-то странно «рукоблудит» в области талии своего друга.

Не знаю, реальная это рекламная задумка или все дело в отсутствии у меня музыкального слуха? Но в принципе, такие приемчики рекламщики используют: на фоне чего-то не очень понятного или двусмысленного озвучивается какая-то идея с «дефектом фикции», с грамматическими ошибками или просто невнятка. Все это заставляет зрителя, увидев ролик снова, прислушиваться. Так привлекается к нему внимание, но для успешного продвижения продукта одного внимания к рекламе мало. В идеале нужна какая-то игра с нашим подсознанием, какие-то якоря, которые его цепляют. Конечно, наша «подкорка» круто замешана на сексе, и этот последний сюжет вносит какой-то сексуальный подтекст, но настоящим психоанализом тут и не пахнет.

Вот если бы нам после такого ролика захотелось бы купить бутылочку с таким кетчупом, чтобы наклонив ее под углом 45 градусов выливать соус на шашлык одной рукой, а другой одновременно… Нет, не захочется: подсознание дремлет, и получается какая-то тягомотина. То ли дело, взять бутылку кетчупа с тонким горлышком, чтобы он не выливался из нее даже в опрокинутом состоянии, и похлопать ладонью по ее дну, чтобы соус вырывался рывками! Помните такую рекламу? Она несколько лет назад очень активно крутилась у нас по ТВ, и ее отголоски есть в рекламе второго кетчупа, о которой мы хотим тоже поговорить.

Бойцы вспоминают прошедшие дни

 

Если вы ее видели, то наверняка не забыли. Бабушка с дедушкой сидят в кафе, текст на экране нам поясняет, что все это происходит в Великобритании. Старый «перец» совершает такие же движения, только очень дряхлые, похлопывая по дну невидимой бутылки с кетчупом. Естественно, у него ничего не получается – кетчуп не «выплевывается» на тарелку. Бабушка разочарована. Точно таким же жестом пытается извлечь кетчуп из невидимой бутылки молодой француз. У него тоже ничего не получается. Почему? Движения у него плавные и тоже тягомотные. А теперь представьте, что он делает все точно так же, только быстро, и вы, вместо плавного тягучего звукового фона рекламы, слышите, как его ладонь хлопает по кулаку другой руки – бутылки же в ней нет. Получается очень неприличный, но брутальный жест, понятный каждому. Если его перевести на язык слов, слегка смягчив непристойности, получится: «Я тебя сейчас отымею!» Во всех словарях жестов (есть и такие), его главное значение именно таково.

Игра в бутылочку

Специалистам по рекламе хорошо известна история с этой бутылкой для кетчупа. Из-за тонкого горлышка извлекать из нее кетчуп было очень неудобно. Но когда горлышко сделали шире, продажи стали падать. Пришлось вернуться к бутылке старой формы, и тогда же родился этот знаменитый ролик, в котором кетчуп вытряхали, хлопая ладонью по ее донышку. Откуда взялся в рекламе это жест, знакомый в нашей стране по гусарским попойкам, когда таким способом откупоривали бутылку вина?

Думаю, что здесь не обошлось без Эрнеста Дихтера – рекламно-психоаналитического гуру всех времен и народов. Он обучался психоанализу в Вене у учеников Фрейда и потом, как и многие, был вынужден бежать в США. Там он первым приспособил психоанализ к рекламе, создал Институт мотивационных исследований и перевернул все рекламное дело вообще.

Известны два факта про Дихтера и кетчуп. Во-первых, он считал, что у этого соуса есть очень мощный и скрытый психоаналитический потенциал. Гуру был уверен, что в мужчине, который обильно наносит этот красный соус на большой кусок, просыпается древний охотник. И он снова как бы переживает те опасные, но крайне брутальные чувства, когда он убивал жертву и вонзался зубами в ее красное сырое мясо. Факт второй – Дихтер встречался с главой компании «Хайнц», самого крупного производителя кетчупа в мире. И, возможно, тогда он и посоветовал использовать известный жест в рекламе соуса. Хронологически все это очень вероятно, но доступных мне источников о том, что именно Дихтер придумал этот креатив, у меня нет.

С тех пор бутылка стала не менее знаменитой, чем ее содержимое. И рекламщики до сих пор мечтают создать ей какую-нибудь альтернативу. Ролик с кетчупом "Балтимор", обсуждавшийся выше, - безусловно, такая попытка. Но явно неудачная. Ее можно сравнить со зданием, построенным на песке - создать в рекламе что-то вечное можно только на фундаменте подзосзнания.

Мягко и удобно – для детей и женщин

Кстати, это не единственная игра в бутылочку из-под кетчупа в рекламе. В эпоху, когда стеклянную тару стали теснить пластмассовые бутылки, они заняли свою нишу. Производители и рекламщики догадались перевернуть такую бутылку с ног на голову, чтобы из нее было удобнее выдавливать красный соус. И кетчупа в такой таре сегодня продается навалом. Но даже благодаря суперудобству, она не смогла вытеснить стеклянную бутылку, которая будоражит древние мужские комплексы. Кстати, вы обратили внимание, что в современной рекламе кетчупом в мягкой бутылке чаще пользуются дети и женщины?

И последнее. Два года назад одно известное американское агентство продолжило эти игры. Креативщики придумали для интернет-магазина, торгующего всякими садо-мазо прибамбасами, наклейки с попками (в их числе была одна и мужская задница), которые нужно было наклеивать на дно бутылки с кетчупом. Идея понятна - чтобы было повеселее вытряхивать кетчуп. Но, думаю, психоанализ здесь тоже не ночевал. Ведь смысл этого жеста совсем другой, а в подсознании любителей подобных игр вряд ли есть память о древних охотниках.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы