Наш эксперт – член президиума и Координационного совета Российского глаукомного общества, доктор медицинских наук, профессор кафедры офтальмологии Российской медицинской академии последипломного образования Игорь Алексеев.
По материнской линии
При глаукоме нарушается равновесие между притоком и оттоком внутриглазной жидкости, жидкость скапливается, давит на глазной нерв, часть волокон нерва отмирает – и у человека сужается поле зрения, а в перспективе все может закончиться слепотой.
Глаукома бывает врожденной, может возникнуть в результате других заболеваний, но сейчас мы говорим о самой распространенной ее разновидности – возрастной.
До сих пор медики не могут сказать, что является первопричиной болезни, но уже понятно, что есть генетическая предрасположенность к этому заболеванию и передается она в основном по материнской линии. Что с возрастом количество больных увеличивается: глаукома встречается у 15% людей старше 75 лет. Также известно, что ряд других болезней может быть фактором риска развития глаукомы: диабет, гипертония, сердечно-сосудистые заболевания, нарушения обмена веществ… Сами по себе они первичную возрастную глаукому не вызывают, но служат неблагоприятным фоном и в сочетании с генетической предрасположенностью увеличивают вероятность ее появления.
Беда приходит незаметно
Повышение внутриглазного давления обычно начинается в 50–60 лет. Но коварство этой болезни в том, что вначале она развивается бессимптомно. Человека годами ничего не беспокоит. Иногда может показаться, что ты стал хуже видеть в темноте. Ну так с возрастом у всех зоркость снижается. Иногда кажется, что тянет висок и в глазах затуманилось. Так это, наверное, от работы за компьютером. И спохватывается человек уже через годы болезни, когда она зашла далеко.
И тогда выясняется, что все эти годы давление внутри глаза было повышено, что какие-то участки нерва уже погибли и обзор зрения уже сузился. А так как сужение идет со стороны носа (то есть для правого глаза слева, для левого – справа) и происходит постепенно, то наш мозг успевает подстроиться, и это сужение мы замечаем не сразу.
Единственная возможность обнаружить болезнь на ранней стадии – пройти обследование. И его регулярно надо делать всем после 50 лет. Но кто у нас ходит к врачу, когда нет жалоб? Никто. Вот и получается, что глаукома стала сегодня главной причиной слепоты, хотя в СССР, где все проходили диспансеризацию, она таковой не была.
Еще одна неприятная особенность этой болезни, что «съеденное» ею зрение уже не восстановить. Единственное, что можно сделать, это удержать болезнь в той стадии, в которой ее обнаружили.
Приговор – пожизненный
Во всем мире принята такая тактика лечения глаукомы: сначала пациенту назначают медикаментозную терапию в виде глазных капель. По своему действию капли могут быть двух видов: один вид препаратов уменьшает выработку внутриглазной жидкости, другой – улучшает ее отток из глаза. В последнее время появилось много комбинированных лекарств, когда в одном растворе присутствуют два действующих вещества. Но выбор препаратов – дело врача, и только врача, не друзей, не родственников или соседей, имеющих сходную проблему.
А вот за что пациент отвечает сам, так это за соблюдение схемы лечения: он должен закапывать те капли и с той периодичностью, которую назначил врач. И ни в коем случае лечение не прерывать, даже если ему кажется, что никакого ухудшения или, наоборот, улучшения зрения у него нет. Пациент с глаукомой обречен на пожизненное лечение – капать в глаза он теперь будет до конца своих дней! И не ради того, чтобы видеть лучше, а для того, чтобы не потерять зрение полностью.
И вторая обязанность пациента – приходить на обследование в назначенный срок: обычно раз в полгода. Даже если ему кажется, что хуже видеть он за последние полгода не стал.
Но удерживать внутриглазное давление на необходимом уровне с помощью лекарств удается не всегда. И тогда встает вопрос об операции, во время которой создаются альтернативные пути оттока жидкости. Правда, операция не гарантирует, что давление после нее останется нормальным на всю оставшуюся жизнь. Через какое-то время оно может подняться вновь, если созданные пути оттока зарастут. И опять придется закапывать капли. А сама операция – не простая, после нее высок процент осложнений. Так что доводить дело до хирургического вмешательства не стоит.
Чем грозит безответственное отношение к лечению, когда пациент перестает закапывать лекарства или отказывается от операции? Полной и необратимой слепотой. Это надо понимать.
Читать не возбраняется
Больному глаукомой надо соблюдать некоторые ограничения в повседневной жизни:
- не находиться подолгу в наклонном положении;
- не оставаться долго в темном помещении;
- не употреблять за один прием много жидкости.
И, конечно, ему желательно вести здоровый образ жизни: больше находиться на свежем воздухе, больше двигаться, чтобы нормализовать обмен веществ, чтобы поддерживать хорошее кровоснабжение, чтобы кровь его была насыщена кислородом.
А вот зрительная нагрузка на развитие этой болезни не влияет.