Примерное время чтения: 8 минут
2820

Как выбрать хорошего стоматолога. Рассказывает эксперт

«АиФ. Здоровье» № 34. В целях предотвращения свиного гриппа все школьники пройдут медосмотр 20/08/2009

Специалисты убеждены: подавляющего числа судебных исков могло бы не быть, знай пациенты свои права, а врачи – неукоснительно их соблюдая.

Слово – нашему эксперту, доктору медицинских наук, профессору, заместителю директора ЦНИИ стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, президенту Стоматологической ассоциации России Владимиру Вагнеру.

Кто прав? Кто виноват?

– Владимир Давыдович, с какими проблемами обращаются пациенты в вашу Ассоциацию?

– Чаще всего фигурируют жалобы на качество ортопедического лечения (зубопротезирования). На втором месте – ортодонтия (исправление прикуса и зубных аномалий), на третьем – имплантология и так далее.

– Кто чаще прав, а кто виноват?

– Однозначно не скажешь. Скорее, в равной степени виноваты и врач, и пациент. Взять хотя бы протезирование. Не секрет, что первое время после установки протеза пациент должен к нему адаптироваться – ведь это инородное тело! Но многие, не выдержав сроков адаптации, начинают паниковать, ходить по другим специалистам.

То же с ортодонтией. Решив выровнять зубы, пациенты надеются, что через полгода ношения брекетов они тут же обретут голливудскую улыбку. Но это нереально! У стоматологов есть даже такое выражение: ортодонтия борется с генетикой, а генетика борется с ортодонтией. При некоторых аномалиях ортодонтическое лечение занимает несколько лет, после которого больные должны еще носить так называемые ретенционные аппараты (пластины). Так вот, многие пациенты их носить не хотят и, не выдержав положенного времени, их снимают. И тогда генетика берет свое: зубы снова возвращаются в то положение, в котором были. При этом происходят еще и серьезные изменения в костной ткани, зубы становятся подвижными, что часто и является причиной жалоб.

Ты мне доверяешь?

– С недисциплинированными пациентами – понятно. А что же врачи?

– Увы, они тоже не безгрешны. На моей памяти есть вопиющие случаи, когда, к примеру, взявшись пломбировать аномально расположенный зуб и не имея для этого технических возможностей, врач вывел пломбировочный материал в нижнечелюстной канал, чем вызвал неврит (сдавление и воспаление нерва) у пациента. В другом случае пломбировочный материал при пломбировании канала зуба вышел в… гайморову пазуху.

Бывает и так. Врач все сделал грамотно, но на фоне общих заболеваний, снижения иммунитета у пациента развилось обострение. Кто в этом случае виноват? Уж точно не врач! Другое дело, что он должен был преду­предить пациента о возможных осложнениях, которые могут возникнуть даже при правильно проведенном лечении.

– Сложная у вас специальность…

– И одна из самых ответственных. Ведь мы работаем в самой главной части человеческого тела и при этом мы берем в руки инструмент, который вращается со скоростью 300–400 тысяч оборотов в минуту! А ведь бывали случаи, когда эта вращающаяся головка наконечника откручивалась и на огромной скорости рвала всю слизистую рта пациента. В другом случае во время обработки зубов под коронкой врач случайно порезал пациенту пол-языка…

– Какой кошмар! И что же было? Врача засудили?

– К счастью, в обоих случаях до суда дело не дошло. Потому что и доктор, и клиника проявили максимум участия и приняли все меры к тому, чтобы восстановить здоровье пациента. Вообще, в стоматологии, как, впрочем, и в других областях медицины, доверительные взаимоотношения врача и больного очень важны.

Мы выбираем, нас выбирают…

– К сожалению, многие клиники идут другим путем и заставляют пациентов подписывать так называемое информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, согласно которому в случае не­удачного лечения никаких претензий ни к клинике, ни к врачу пациент иметь не должен?

– Такие расписки не предусмотрены законодательством и никакой юридической силы не имеют. Закон требует подписи пациента в медицинской карте всего в двух случаях: когда тот отказывается от медицинского вмешательства и если врач использует в его лечении те технологии, которые еще только находятся на утверждении в Росздравнадзоре.

– А от непонравившегося ему врача пациент отказаться может?

– Может. Закон дает ему такое право. В этом случае пациент должен обратиться к руководителю лечебного учреждения, и тот, изучив ситуацию, может назначить ему другого врача. Кстати, правом отказаться от лечения пациента обладает и врач, если тот не выполняет его рекомендаций, грубо вмешивается в процесс лечения.

– Оценить его качество пациент в состоянии?

– Нет, конечно! Он может оценить сервисную составляющую медицинской услуги – комфорт, отношение медперсонала, чистоту. Оценкой качества лечения должны заниматься профессионалы.

Право на ошибку

– У нас в стране такие эксперты есть?

– Есть. В частности – экспертный совет при Стоматологической ассоциации России, куда входят специалисты высочайшего класса. Их объективные заключения не раз становились весомым аргументом в суде. Прежде чем вынести свой вердикт, эксперты тщательно изучают медицинскую документацию обратившегося к нам в Ассоциацию пациента. И если выясняется, что он не выполнял предписаний врача, не являлся на прием, вина за качество лечения ляжет на жалобщика. Если же виноват врач, мы сперва рекомендуем руководителям проштрафившегося лечебного учреждения решить этот вопрос мирно: либо вернуть пациенту деньги, либо провести ему другое лечение, либо оплатить лечение в другой клинике.

– Коллеги к вашим рекомендациям прислушиваются?

– В подавляющем числе случаев. Но когда мы видим, что мирно решить вопрос не получается, мы рекомендуем пациентам обратиться в суд.

– Так кто же все-таки у нас в стране больше защищен – врач или пациент?

– Думаю, все же – пациент. Сегодня его права защищают сразу несколько законов. А вот закона, который бы защищал права врача, у нас нет. Так же как и страхования профессиональной ответственности, которая практикуется во многих странах мира. Ведь врач, как и любой человек, имеет право на ошибку. Главное – чтобы это не было преступной халатностью.

«АиФ Здоровье» рекомендует

Дабы избежать возможных проблем при лечении у стоматолога:

1. Выбирая клинику, изучите ее историю. Если она организовалась недавно и работает меньше года, это должно настораживать.

2. Выясните, имеет ли выбранная вами клиника лицензию на те виды услуг, которые вы хотели бы получить.

3. То же относится и к стоматологу, у которого вы решили лечиться. Особенно если это иностранец или выходец из стран СНГ. Опыт показывает: многие из них работают без нострификации (процедура установления соответствия российским стандартам диплома, выданного зарубежным вузом), а значит, никакой ответственности за свои действия не несут.

4. Не забывайте о вашем праве на получение полной информации о состоянии своего здоровья и тактике лечения (в том числе и на ознакомление с медицинской документацией), закрепленном статьей 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан». Узнайте о других технологиях, которые применяются вашим врачом или другими врачами данного лечебного учреждения, дабы выбрать оптимальный для себя (по качеству и оплате) метод лечения.

5. Оказавшись в клинике, на всякий случай страхуйте каждый свой шаг: копируйте и архивируйте медицинские документы, рецепты, справки.

6. Изучите содержание Закона о защите прав потребителя и Постановления правительства №27 от 13 января 1996 года «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» – главных документов, регулирующих взаимоотношения в платной медицине.

7. Если самое неприятное уже произошло, обратитесь сперва к лечащему врачу, а в случае его отказа в сотрудничестве – к руководителю лечебного учреждения, в котором он трудится. В письменной форме. Копию заявления оставьте себе. Если и в этом случае вы не решите свои проблемы, обратитесь в местный орган управления здравоохранением, в Общество защиты прав потребителя, органы Росздрав­надзора или в Стоматоло­гичес­кую ассоциацию России.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы