Рассказывает наш эксперт – заведующая лабораторией Института психологии имени Л. С. Выготского РГГУ Елена Бережковская
Прощай, «бесполое детство»!
В раннем отрочестве девочки дружат, играют, общаются с девочками, а мальчики – с мальчиками. Дети расходятся по однополым компаниям, чтобы осознать свою принадлежность к той или иной половине человечества. Прощай, «бесполое детство»! Теперь предстоит окончательно усвоить, какое поведение считается в обществе женским, а какое мужским, какие интересы свойственны женщинам, а какие мужчинам, что позволяется сильному полу, а что слабому... Мальчики и девочки расходятся, чтобы вновь сойтись в юности, и... увидеть друг друга иными глазами. А пока первые проявления чувственности, которые тоже приходятся на отрочество, удовлетворяются в компании сверстников своего пола.
Девочки
Влюбленность в представителей своего пола у девочек почти не окрашена эротикой. Это любовь-филия («филео»), так древние греки называли любовь-дружбу, увлечение. Когда ты любуешься человеком и не можешь налюбоваться, тебе все нравится в нем: и завиток его волос на виске, и движение руки, каким он этот завиток поправляет, и пальцы, измазанные пастой из подтекающей ручки, и смешная вязаная шапочка, и как этот человек сердится, и как плачет... Любовь-филия не критична.
У девочек она часто возникает к девушкам постарше, к молодым учительницам... Помните, у Людмилы Улицкой «бедную счастливую Колыванову», которая была влюблена в элегантность новой учительницы-немки, в ее непохожесть на остальных учителей, в ее привезенные из-за границы дорогие красивые наряды?
Испытывать любовь-дружбу можно и к ровеснице. Прилюдные проявления этой любви – девичьи поцелуи, обнимания, держание за ручку – общество воспринимает спокойно и не осуждает. Да и сами девочки не видят в этих ласках ничего неприличного.
В дореволюционных закрытых женских школах была распространена практика «обожания». Ученицы «влюблялись» в старшеклассниц, в классных дам... За «обожаемой» ходили следом, любовались ей, вздыхали, подкладывали ей маленькие подарочки. «Обожание» – это своеобразная игра во влюбленность, где эротика занимает весьма скромное место, если вообще занимает.
Повзрослев и познав интерес к противоположному полу, девушки часто продолжают испытывать эту сладкую чистую влюбленность в объект своего обожания времен раннего отрочества. Уже и у одной мальчик, и у другой, но все так же мил и дорог образ подруги, все так же при встрече любуешься ее локоном на виске, и жестом, которым она этот локон поправляет, и смешной шапочкой...
Тот, кто пережил такую дружбу-любовь в отрочестве, сумеет и дальше завязывать с людьми и своего пола, и противоположного подобные отношения – самоценные, радостные, основанные на искренней симпатии.
Сексуальных, чувственных контактов среди девочек-подростков практически нет. У них могут с «бесполого детства» остаться тайные от взрослых игры, которые в первую очередь удовлетворяют естественный исследовательский интерес. Например, игра «в доктора», когда дети разглядывают и ощупывают друг у друга все самые укромные уголки тела. Но эти игры лишены эротики, хотя и дают иногда первый опыт сексуальных переживаний.
Мальчики
Мальчики тоже могут испытывать чистую, возвышенную любовь-дружбу к ровеснику своего пола. Особенно, если они растут в окружении взрослых и вдруг в ранней юности, когда приходит время разбираться в себе, в их жизни появляется новый прекрасный друг – равный им, такой же, как они... Рассказами о таких историях полна мировая художественная литература.
Но гомосексуальные игры мальчиков совсем не похожи на игры девочек. Они – результат отличного от девочек физиологического развития. Если у девочек половое созревание не стимулирует сексуальную активность, то у мальчиков половое созревание – время гиперсексуальности. А так как они в это время отдаляются от девочек, то все сексуальные ощущения, которых так остро требует мальчишеская плоть, реализуются в своей среде. И эти игры, как описывает профессор Игорь Кон в книге «Лунный свет на заре», совершенно одинаковы, что в элитарных английских закрытых школах, что в «Артеке» советских времен, что в нынешних дачных поселках под Москвой, то есть везде, где мальчишки-подростки оказываются укрытыми от глаз взрослых. Они тискают друг друга, рассматривают, борются, хватая при этом за интимные части тела, коллективно мастурбируют, то есть получают от таких игр сексуальное удовольствие.
А что дальше?
На излете отрочества неформальные мальчишеские и девчоночьи компании начинают сходиться вместе. Они могут встречаться на дискотеках, у дачных костров, в совместных поездках и прогулках. Завязываются гетеросексуальные отношения, появляются первые парочки, мальчики и девочки начинают интересоваться друг другом, говорить друг о друге, ходить на первые свидания. Но все это может происходить параллельно с гомоэротическими играми в однополых компаниях. И при этом в однополых отношениях эротизма будет гораздо больше, по крайней мере у мальчиков, чем в гетеросексуальной игре. Потому что она пока именно игра: не флирт девочки с мальчиком, а игра во флирт, не свидание, не поцелуи, а игра в них: «Мы ведь взрослые, уже пора...» На самом же деле в гетеросексуальных отношениях подросток четырнадцати лет пока ощущает лишь растерянность.
Чем закончатся эти «поцелуйчики» у девочек и малопристойные игры у мальчиков, вот что часто беспокоит наблюдательных родителей. К сожалению, знать это никому не дано. Если у молодого человека есть биологические основания для гомосексуальной ориентации, ни родители, ни кто-либо другой ничего поделать не смогут. Остается лишь утешать себя тем, что вероятность такого поворота событий невелика. Поэтому самое мудрое, считают психологи, не комментировать увлечения подростка и уж, конечно, не вмешиваться: каждый человек имеет право на кусочек личного неприкосновенного пространства.
Акцентировать внимание, навешивать ярлыки неумно еще и потому, что подростки склонны самоутверждаться именно в той роли, которой так опасаются родители. В силу подросткового негативизма они все время хотят идти наперекор. Единственно, что можно и даже нужно делать, так это помогать ребенку вести интересную, осмысленную жизнь, наполненную творческими увлечениями. Тогда страстная юношеская влюбленность, будь то в мальчика или в девочку, не поглотит его целиком.
Кстати
В 60-х годах прошлого века при опросах, проведенных английскими психологами среди выпускников закрытых британских школ, 44% взрослых мужчин признали существование гомосексуальных контактов у мальчиков своей школы, 28% принимали в них участие.
В Сан-Франциско в 80-х годах 62% мужчин традиционной ориентации рассказали психологам, что в подростковом возрасте участвовали в гомосексуальных играх.
Психологи полагают, что на самом деле гомосексуальные контакты и влюбленности среди подростков распространены еще шире, просто не все взрослые, вспоминая свое детство, осознают их и не все считают нужным о них говорить.