По оценкам медиков, до 80% детей и подростков имеют проблемы с осанкой. И не последнюю роль в этом играют компьютеры. Хотя правильнее было бы сказать: не сами компьютеры, а неподвижное времяпрепровождение перед ними.
Любая фиксированная поза в течение долгого времени ведет к застою крови в органах и затеканию мышц. Мышцы от неподвижности устают не меньше, чем при интенсивной работе и перестают выполнять поддерживающую функцию. В результате нагрузка на позвоночник увеличивается, а ребенок скрючивается. Так развиваются остеохондроз и сколиоз, грыжи межпозвоночных дисков поясничного и шейного отделов и синдром запястного канала.
Обустроим место
Чтобы этих неприятностей не было, проверьте, правильно ли оборудовано компьютерное место для школьника.
- Компьютерный столик должен быть достаточно широким, чтобы хватало места и монитору, и тетрадкам с учебниками, и локтям. Если стол небольшой или выполняет еще и функцию письменного, локти будут постоянно свисать, а упираться в стол и таким образом поддерживать спину будут запястья. Долго они не выдержат, и спина постепенно начнет искривляться.
- Компьютерному креслу часто отводят второстепенную роль, полагая, что вместо него вполне сойдет и обычный стул. Это в корне неверно. Специальные компьютерные стулья имеют анатомическую форму и повторяют все изгибы спины. Жесткость сиденья должна быть средней. Стул должен регулироваться по высоте и степени наклона, иметь широкие подлокотники.
- Монитор должен находиться примерно в 50 см от глаз. Чем больше монитор, тем больше должно быть расстояние. Однако, если монитор будет расположен слишком далеко, школьнику придется вытягивать шею вперед. В итоге увеличится нагрузка на мышцы основания головы и шеи, сдавятся сосуды шеи, ухудшится кровоснабжение головы. Постоянное мышечное напряжение может стать причиной головной боли и боли в руках, поскольку нервы, отходящие от спинного мозга в области шеи, протягиваются до кончиков пальцев.
Ноутбук или компьютер?
С точки зрения здоровой осанки ноутбуки, планшеты, айпады – устройства самые неполезные. При работе за ними нарушаются абсолютно все правила: и руки находятся на весу, и ноги поджаты, и спина скрюченная. Если у подростка есть ноутбук, договоритесь, что он станет работать за ним на своем стационарном месте.
Хорошо сидим!
Сев за компьютер, мысленно проведите линию позади спины: на одной прямой должны оказаться затылок, лопатки и копчик. Плечи слегка расслаблены – не нужно «глотать аршин».
Руки надо согнуть под прямым углом и положить на клавиатуру, причем предплечья (часть руки от запястья до локтя) на две трети должны лежать на столе.
Подлокотники кресла отрегулируйте так, чтобы они не мешали работе и оставляли плечи расслабленными.
Сидеть нужно не на краешке стула, а занимать сиденье почти целиком. Ступни при этом находятся полностью на полу. Если ребенок сидит, закинув ногу на ногу или подложив одну под другую, то нагрузка перераспределяется и позвонки постепенно смещаются.
Правильная осанка дается непросто. С непривычки побаливает спина, шея, плечи. Это естественно – ведь мышцы еще не привыкли к такому положению. Со временем неприятные ощущения пройдут.
«АиФ» рекомендует:
Разучите их с ребенком.
- Исходное положение – стоя. Положите руки на пояс, медленно прогнитесь назад. Вернитесь в исходное положение.
- И. п. – стоя или сидя. Повороты головы: сначала в одну сторону, затем в другую.
- И. п. – то же. Наклоны головы: вперед-назад. При наклоне вперед постарайтесь коснуться подбородком груди. Затем наклоны наискосок – к левому плечу – к правому плечу. Тянитесь сильнее, чтобы почувствовать, как напрягаются мышцы шеи с противоположной стороны.
- И. п. – стоя. Сцепите руки за спиной в замок и потянитесь.
- И. п. – сидя или стоя. Вытяните руки, сцепленные в замок перед собой, и потянитесь, прогнув спину и втянув живот. Затем, не расцепляя замок, поднимите руки вверх и потянитесь, чуть отводя их назад.