Популярная пугалка, которую родители часто пускают в ход: «Не будешь слушаться - отдадим в детдом», для подростка из Ростова-на-Дону стала явью.
Интернет-опрос | |
---|---|
Применяли ли вы методы физического воздействия к детям? Было пару раз - 33% (453 голоса) Да, потому что слов он часто не понимает - 27% (366 голосов) Нет, никогда - 24% (324 голоса) Хотел(а) бы, но рука не поднимается - 16% (216 голосов) Всего голосов: 1359 |
Спихнули в интернат
Недавно суд принял беспрецедентное решение - лишить родителей родительских прав по собственному желанию. Свой поступок мама и папа, кстати, оба с высшим образованием, имеющие ещё троих старших детей, объяснили тем, что сын прогуливал школу, плохо учился, убегал из дома, таскал деньги. И хотя ребёнок умолял простить его и забрать домой, родители остались непреклонны. Быть в ответе за поступки мальчика, по словам отца, они больше не хотят...
Но гораздо чаще родителям, чувствующим, что не справляются с воспитанием собственного ребёнка, приходит в голову другой вариант - отдать его в армию.
Сергей В., став студентом престижного юридического вуза, учёбой себя не обременял. Родители платили за обучение, поэтому парень был уверен, что диплом уже в кармане. Однако из-за прогулов и хвостов встал вопрос об отчислении. Чтобы взялся за ум, парня на год отправили служить в армию.
Могут ли чужие дяди и тёти дать подростку больше, чем собственные родители?
«Ситуация бессилия - это нормально в любом человеческом контакте, - считает Пётр Дмитриевский, психолог МГППУ. - Такое возможно не только между родителями и детьми, но и между супругами, работником и работодателем. На близкой дистанции люди бывают непереносимы. В таких случаях родители чувствуют острое желание быстрее избавиться от проблемы. Проще всего в такой момент им кажется привлечь внешнюю силу, например, в виде военизированной структуры: «Там из тебя человека сделают!» Раз он отказывается подчиняться им, пусть подчиняется чужим дядям. Да, есть ребята, которым подходят обучение в кадетском корпусе, служба в армии.
Если у ребёнка есть интерес к военизированным играм, строгой иерархической структуре, чётким задачам, желание быть в команде, наверное, в армейских заведениях ему будет хорошо. Но я категорически против этого как воспитательной меры в случае, когда интересы и особенности ребёнка не учитываются. Если родители, пусть в самом глубоком отчаянии, спихивают ребёнка в армейскую структуру, в интернат, это лишает подростка важного опыта - научиться договариваться с близким человеком.
Конечно, в ситуации кризиса, ЧП ребёнок должен уметь действовать не рассуждая, подчиняясь старшим. Но, если ситуация некатастрофическая, такая система воспитания только вредит. Если родители чувствуют отчаяние, надо найти в себе силы обратиться за помощью к специалистам».
Любить сложно
«Отчуждение - это очень жестокое наказание, - уверен Кирилл Хломов, руководитель центра по работе с подростками «Перекрёсток» МГППУ, кандидат психологических наук. - Я уже даже не говорю о том, чтобы отдать сына или дочь в интернат. Возьмём самый распространённый вариант - бойкот. На самом деле нет никакой разницы - ударить ребёнка или не разговаривать с ним три дня. У него теряется уверенность, что он может быть принят таким, какой он есть. Это воспитывает в нём ответную жестокость. Плюс он перестаёт чувствовать себя в безопасности, ощущать надёжность отношений с родителями. Ни один ребёнок, даже тот, который говорит родителям, что он их ненавидит, не рождается с идеей причинить зло своей семье.
Подросток может наносить ущерб родным, когда его потребности остаются незамеченными, когда насилие, наказание, нагрузка со стороны взрослых становятся непереносимыми. Проще всего наказать ребёнка за какой-то проступок, чем найти в себе силы спокойно разобраться, услышать его, увидеть, в чём на самом деле его потребности. Речь не идёт о том, чтобы принимать любое поведение. Мы можем любить человека, но при этом не принимать его поведение. Самое важное - не обращаться с подростком как со скотиной, которую надо учить методом кнута и пряника, а пытаться пробовать - да, это трудно! - договариваться и от договорённостей не отступать. Воспитание состоит не в том, чтобы наказывать и поощрять, а в том, чтобы создать условия, в которых ребёнку хотелось бы развиваться. Главнейшие из них - ощущение чувства безопасности и надёжности отношений с родителями».