Снаряжение
В идеале коньковые лыжи должны быть жестче и короче, чем классические, а ботинки – выше. Однако такие тонкости нужны скорее для спортшколы, где технику движений оттачивают до идеала. Для просто катания достаточно не мазать привычные лыжи мазью держания. Правда, если у вашего ребенка лыжи с насечками, коньковый ход у него не получится – насечка будет тормозить. Но наверняка скоро старые лыжи и ботинки вашему чаду станут малы, вот тогда и купите ему так называемый комплект «комби» – ботинки средней высоты и мягкие лыжи без насечек. Теперь найдите более-менее ровную дорогу шириной метра полтора или больше. Такие сейчас часто расчищают трактором в лесных и парковых зонах для прогулок.
Одной ногой
1. Уберите палки. Попросите ребенка отставить одну лыжу чуть в сторону, присесть на этой ноге и проскользить вперед (опираясь на ваши руки). Повторите то же в другую сторону. Вы руками, а он телом должны ощутить одно и то же: лыжа скользит вперед и чуть вбок, а не только вбок. И туловище «едет» именно на этой лыже, а не остается между лыжами. Чтобы это получилось, не забывайте о лыжной стойке: колено согнуто, корпус наклонен вперед, как бы «лежит» на лыже, на которой ребенок скользит.
Важно: пусть ребенок не пытается скользить на ребре (канте) лыжи – это невозможно, оно врезается в снег и скольжение останавливается. Лыжа должна стоять на снегу так же плоско, как в лыжне при классическом стиле. Только тогда ребенок скользил то на одной, то на другой лыже вперед, а теперь ему надо делать то же самое, только чуть в сторону, как на коньках.
2. Немного почувствовав скольжение на одной лыже, пусть ребенок начинает отталкиваться другой. Можно в одну сторону проехать на левой ноге, толкаясь правой, а назад – наоборот. Для начала даже можно ту ногу, которая скользит, поставить в обычную лыжню, а второй толкаться наружу.
Важно: отталкивание ногой – единственный момент, когда можно (и нужно!) выпрямить колено и поставить лыжу на ребро. А корпус все равно впереди и «едет» на лыже.
3. Теперь дайте ребенку палки. Пусть отталкивается ими одновременно вместе с одной ногой. В другую сторону пусть отталкивается только ногой, палки в это время переносятся в исходную позицию. Можно в одну сторону ехать, толкаясь под правую ногу, обратно – под левую.
Важно: следите, чтобы ребенок не расставлял ноги слишком широко. Палки должны располагаться как при бесшажном классическом ходе: «под себя» и параллельно друг другу, не «домиком». Не позволяйте ребенку при катании с палками сдвигать корпус со скользящей лыжи в середину между лыж, это сразу заметно – он поедет не на плоскости лыж, а начнет ставить их на ребра.
Ход под каждую ногу
Требует развитого чувства баланса и координации и главное – жестких высоких ботинок, поэтому упомянем его лишь для полноты комплекта. Тут требуется ехать, как в предыдущем упражнении, но толкаться палками одновременно с каждой ноги – и с правой, и с левой. Чтобы не запыхаться и не сбиться с ритма, надо уметь очень долго скользить на одной ноге. Учите ребенка ехать не на ребре лыжи, и с возрастом он сам начнет пытаться толкаться под каждую ногу.