1635

Школьные экзамены: как помочь ребенку пережить стресс

АИФ ПРO № 5. ПРО Здоровье - май 2012 14/05/2012

Как помочь своему чаду пройти через стресс экзамена, который должен решить его дальнейшую судьбу? Своими соображениями на эту тему делится психолог, психотерапевт Валерий Горлов.

Каждый человек может принять и пережить проблему определенного объема. Это называется «нервно-психическая устойчивость». Например, школьник может написать сочинение, но необходимость написать курсовую работу может стать для него неподъемным стрессом.

Когда ко мне приходит клиент с «неподъемной» проблемой, я помогаю ему «разбить» эту проблему на составляющие. Грубо говоря, чтобы написать курсовую, надо: собрать информацию, пообщаться с преподавателем, написать вступление, потом первую главу, вторую…

Маленькие проблемы решать возможно. И если делать это систематизированно, можно добиться больших результатов.

Эта теория имеет непосредственное отношение к ЕГЭ. Раньше выпускник мог решать проблему поступления в институт постепенно: сначала – выпускные экзамены, потом – консультация в институте, дальше – вступительные экзамены. Теперь же мы имеем одно монументальное событие: ЕГЭ! Это пугает. К этому даже подойти страшно. Что же делать?

Каждый человек в процессе своего развития имеет возможность повышать уровень своей нервно-психической устойчивости. Вернемся к нашему примеру: сначала – сочинение, потом – реферат, курсовая, а там и до диплома рукой подать. Как же помочь ребенку побыстрее нарастить эту устойчивость?

Хочешь сдать ЕГЭ – беги!

                                                               
Важно!
Для способных, энергичных подростков ЕГЭ – отличный трамплин в будущее. Но таких, по статистике, всего 15%. Для 40% ЕГЭ – это препятствие на грани возможностей. А 45% признают, что ЕГЭ не для них. Чтобы попасть в первую группу, нужны знания, стрессо­устойчивость и желание работать над собой.

Один из лучших методов воспитания воли – физические упражнения. Не фитнес, а спорт в лучшем значении этого слова. Спорт ради олимпийских результатов мы не рассматриваем. В нашем случае спорт нужен подростку как тренировка воли и систематизированное достижение результата. Лучше всего тренирует психику, как ни странно, бег.

Ребенок должен иметь программу тренировок на несколько месяцев вперед. Сегодня я пробегаю дистанцию в 1 км, через месяц я буду пробегать 2 км – и т. д. Подросток должен четко себе представлять, зачем он это делает. И чем больше этих мотивов, тем лучше: чтобы хорошо выглядеть, чтобы быть лучше других, чтобы нравиться девчонкам, чтобы тренировать волю, потому что так не делает никто… Надо помочь ребенку проанализировать свое поведение и определиться с планами и программой тренировок. Главное – не давить на подростка, пусть это будет его выбор, который вы поможете доработать и отшлифовать.

Кроме бега для развития нервно-психической устойчивости могу порекомендовать упражнения по методике «Ключ» Хасая Алиева. Есть множество дыхательных практик. Но существует один «подводный камень»: у нас развиты разнообразные тренинги на основе йоги и других восточных практик. Эти методики сами по себе хороши, но они могут настолько увлечь подростка, что ЕГЭ станет ненужным. Могут сместиться приоритеты: йога будет не ради самореализации и сдачи экзаменов, а ради йоги как таковой.

Сформировать отношение

Вы видели много людей, которые искренне хвалят систему ЕГЭ? К сожалению, в нашей стране ЕГЭ практически на всех фронтах (среди детей, родителей и учителей) считается необъективным. Это можно объяснить нашей ментальностью. ЕГЭ – обез­личенный тест, в нем нет возможности творчества. Будь ты хоть сто раз талантливый, в тестах этого не проявить. Такая система оценки возможностей человека хорошо прижилась на Западе, но у нас все-таки сильные восточные корни.

К чему это ведет? Родители воспринимают экзамен как необъективный. В результате ребенок воспринимает его так же. Для него ЕГЭ становится бессмысленной пыткой, которую надо всеми силами обойти: в одном регионе списали – что же, я не смогу? Откуда я достану информацию? Как пронести на экзамен шпаргалку? Какие придуманы техногенные методы? Поиск альтернативных возможностей отнимает кучу времени и сил и отвлекает от главного – от обучения.

Что делать? Как заставить ребенка учиться с душой, энтузиазмом и драйвом? Заставить невозможно. Можно только мотивировать.

Коллективная мотивация

                                                               
Южная Корея: режим тишины
В Южной Корее день сдачи единого государственного экзамена объявлен официальным выходным. Жителей просят не пользоваться общественным транспортом, чтобы не создавать толчею и шум. Не летают самолеты. Объявлен режим тишины – чтобы дать детям возможность максимально сосредоточиться. Под таким давлением выживают сильнейшие выпускники. И, к сожалению, Южная Корея стоит на лидирующих позициях в списке стран с подростковым суицидом.

К сожалению, стойкой мотивации к обучению невозможно достичь на уровне личности: сейчас вы вроде бы объяснили своему Пете, что надо учиться, но он пошел к однокласснику Васе – и все труды насмарку.

Единственный объективный выход, который я вижу, – это создание информационного поля, в котором ЕГЭ становится вполне нормальным, необходимым испытанием, через которое надо пройти с честью. Для этого должен образоваться деятельный родительский коллектив.

На собраниях необходимо обсуждать не эмоциональную составляющую экзаменов (она тяжелая), а действия по разрежению атмосферы.

Например, проводить пробные ЕГЭ – одна половина класса против другой.

Победители едут играть в пейнтбол!

Таким образом дети становятся цензорами друг другу – они переходят на сторону группы «за честные экзамены». Кроме того, для стимуляции обучения можно организовывать экскурсии в интерактивные музеи, где изучать науку можно на практике, трогая все руками и разрабатывая собственные эксперименты.

Тот же спорт может получить развитие благодаря совместной деятельности родителей: организуйте турнир по футболу между классами и т. д.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы