Примерное время чтения: 5 минут
2669

Мало спорта и много уроков, или Почему наши дети мало двигаются

«АиФ. Здоровье» № 16. 13% россиян посещают центры здоровья 19/04/2012
Фото Эдуарда Кудрявицкого

Печальная картина

У сегодняшних школяров на спорт, игры и прогулки нет времени. Как бы родители ни старались разнообразить и систематизировать их распорядок дня, на первом месте всегда будут занятия в школе и приготовление уроков дома, а уж потом все остальное, в том числе спорт и физкультура.

Если в детском саду дети гуляют два раза в день, вне зависимости от того, какая погода на дворе, то в школе приоритеты резко меняются. С первого по десятый класс физическая активность ребенка падает почти наполовину. До 82–85% дневного времени большинство школьников средних и старших классов проводят сидя. Их рабочий день – 11–14 часов учебы: 6–8 часов в школе, 3–4 часа за уроками дома и еще часа два – на дополнительные занятия. Если учесть, что ребенку требуется не менее десяти часов полноценного сна, чтобы восстановиться, получается, что на все прочее одних суток уже не хватает.

Сверхнагрузки в школе – главная причина хронического недосыпа 80% российских старшеклассников. Даже у самых младших школьников игры занимают только 16–19% времени, уроки физкультуры – 1–3% дневного времени (2–3 урока в неделю). У нас много говорят о том, что надо приучать россиян к здоровому образу жизни, занятиям спортом, но привычки-то прививаются в детстве. Если в школе уроки физкультуры нередко заменяют на «более важные» математику и русский язык (они, безусловно, важны, но учить надо не в ущерб здоровью), то постепенно у детей пропадет все желание заниматься спортом.

Выход рядом

Автор фото: globallookpress.com

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) считают, что ребенок школьного возраста должен активно двигаться не менее 1 часа в день, физическую нагрузку необходимо менять и варьировать от средней до высокой. Подходят любые активные игры (прятки, догонялки, скакалки…), баскетбол, волейбол, футбол, катание на велосипеде, роликах, плавание, танцы. Необходимую нагрузку также дадут два часа, пройденные быстрым шагом или потраченные на помощь в уборке квартиры, гаража, садового участка.

Многим мальчикам и девочкам нравятся туристические секции, плавание в бассейне или занятия с животными, например, прогулки с собакой. Собака в семье – отличный способ добавить школьнику 30–40 минут активного движения на свежем воздухе.

Если маленьких детей выманить на улицу и вовлечь в игру, как правило, не составляет большого труда, то с подростками, у которых на все уже есть свое мнение и которые протестуют против любого навязывания им чужих мыслей и идей, все намного сложнее. К тому же в это время идет гормональная перестройка их организма, тело, обмен веществ начинают сильно меняться, и 12–15летние дети могут быстро уставать, чувствовать себя дискомфортно. У них появляется стеснительность, боязнь выглядеть смешными в глазах сверстников и взрослых, и они начинают избегать спортивных нагрузок. Но отказываться от физической активности в этот период нельзя, так как ее отсутствие помешает нормальному развитию костной и мышечной систем.

У подростка должны появиться ежедневные обязанности, которые заставляют его двигаться на свежем воздухе как минимум час в день. Если в семье есть младшие дети, старшего можно отправлять с ними на прогулку или в секцию, ссылаясь на занятость. Или распределить закупку продуктов таким образом, чтобы ребенок ежедневно отправлялся за молоком или овощами пешком. Родители должны поощрять любое активное увлечение сына или дочери: купите ролики, велосипед, скейтборд.

Их опыт

Физкультура – каждый день

В деле приобщения детей к спорту нам стоит поучиться у европейцев, которые ищут и находят наиболее оптимальное соотношение в учебном плане «серьезных» предметов и «легких», к которым относятся прикладные занятия, рисование, музыка и спорт.

Например, в Испании дети находятся в школе целый день – с девяти утра до пяти – половины шестого вечера. В школе они не только учатся, но и едят, и отдыхают. В первой половине дня у детей идут учебные модули с преподаванием испанского и иностранных языков, литературы, истории, математики, точных и естественных наук (в зависимости от класса и программы). Затем перерыв на обед, после которого дети занимаются на свежем воздухе 1–1,5 часа – подвижные игры, футбол, волейбол. После такой спортивной нагрузки возобновляются занятия в классах. Во второй половине дня проходят занятия в творческих, театральных студиях (по-испански это называется «активидадес»), дополнительные занятия по языкам, искусству, тренировки в спортивных секциях, кружках.

И так каждый день, пять раз в неделю. При этом никаких домашних заданий в младшей и средней школе.

В школах Германии, Швейцарии и других европейских стран в конце зимы есть дополнительные каникулы, которые так и называются – «спортивные». Они придуманы специально для того, чтобы родители могли взять на это время небольшой отпуск и отправиться с детьми на горнолыжные курорты.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы