Примерное время чтения: 7 минут
118

Почему наши дети не играют в подвижные игры?

«АиФ. Здоровье» № 26. Глубокие морщины говорят о хрупкости костей 30/06/2011

Или гоняем битку по нарисованным мелом «классикам» до тех пор, пока она не утонет во мраке.

Кстати, вопрос на засыпку: когда вы в последний раз видели нарисованные на асфальте «классики»?

«А мы к Басину сведем…»

Больше всего мы любили играть в «бояр». «Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли! Бояре, нам невеста нужна, молодые, нам невеста нужна…» Юные обитатели двора делились на две команды, выбиралась «невеста», и ее «родственники» должны были запутать, перехитрить «сватов», отговорить их от свадьбы. Но непреклонные «сваты» с наскока разбивали крепко сплетенные руки «родни» и умыкали «невесту» в свою команду.

То ли игра, то ли таинственный привет от далеких предков. Тающее в воздухе эхо тех времен, когда насильно выдавали замуж и навсегда увозили в чужую деревню, подальше от родителей и подруг.

В нашем поселке жил-был добрейший, хотя и сурового вида зубной врач по фамилии Басин. Его побаивались, но знали, что у этого доктора лечиться почти небольно. А в «боярах» говорится про «невесту»: «Бояре, у ней зубки болят» – дескать, неполноценная-то невеста у нас, куда ей замуж… И оппоненты отвечают: «Бояре, а мы к доктору сведем». Так вот, мы бесцеремонно заменили абстрактного доктора близким и родным Басиным: «Бояре, а мы к Басину сведем…» Легенды и мифы порой рождаются и в наше отнюдь не мифологическое время.

Безлюдные замки

Минули годы, я смотрю на старый двор, где выросла. Он совсем опустел, стал тихим, будто вымершим. Срубили старые деревья. В самом центре взметнулась ввысь детская площадка – чудо-юдо-рыба-кит. Разноцветные замки с башенками, изогнутая, как доисторический ящер, горка, качели-кораблики. Все новенькое, нарядное. Но никто не протирает на горке штанишки, никто не выглядывает из башенок. В нашем доме у всех моих молодых соседей есть ребятишки школьного и дошкольного возраста. Только вот я не помню, чтобы кто-то из них выходил во двор на прогулку.

Подобную картину можно увидеть в каждом московском или подмосковном дворе. Детские площадки прекрасны, многофункциональны, рассчитаны на многообразие двигательной активности, построены с применением самых последних технологий и техники безопасности. Мэр Москвы объявляет освоение дворовой «целины» приоритетной задачей и обещает в текущем «спортивном году» возвести еще больше качелей, каруселей, шведских стенок, хоккейных катков. На их строительство тратится колоссальное количество средств. Но детей, играющих на них, можно увидеть нечасто.

Мнения педагогов и родителей

Почему современные дети не играют в подвижные игры? Этот вопрос я задаю многим молодым родителям. И получаю стандартный ответ в двух вариантах. Вариант первый: «Боимся, как бы чего не случилось. Времена нынче неспокойные, много маньяков и педофилов, постоянно видим в общественных местах объявления о пропавших детях. Поэтому пусть уж лучше дома сидят». Вариант второй: «А его (ее) и не выгонишь на улицу. Неинтересно им это. Компьютер есть, игровая приставка, вот они и сидят за ними часами. И нам спокойнее, хлопот меньше».

Ежегодно я смотрю спектакли фестиваля «Весна-Пролог», в нем участвуют театры, где играют только дети. Это настоящий праздник движения. В любом спектакле юные актеры непременно бегают, прыгают, кувыркаются. Педагоги детских театров‑студий и кружков, которые участвуют в фестивале, сами разучивают с воспитанниками подвижные игры. Попался такой педагог-энтузиаст – считай, ребенку повезло.

– Матери и бабушки еще иногда выводят младших детей погулять во двор, – говорит Елена Овечкина, педагог дополнительного образования московского ЦО «Школа здоровья № 1425». – Но они там играют поодиночке. А все игры нашего детства были групповыми. Сегодняшние дети не умеют разбиваться на группы, не знают считалок, не понимают, как нужно водить. Взрослые же не поощряют группового общения, им кажется, что ребятишки, сбиваясь в компании, просто валяют дурака. Все это приведет к тому, что молодое поколение не научится взаимодействовать в команде, элементарно общаться друг с другом. Когда я показала своим воспитанникам «жмурки» и завязала ведущему глаза, они все были просто шокированы. Оказывается, двигаться, бегать – это так весело!

То же самое рассказывает и Любовь Зайцева, художественный руководитель молодежной студии-театра «Доминанта» из города Губахи Пермского края. «Ко мне приходят зажатые, закомплексованные подростки, не умеющие получать удовольствие от игры, не знающие чувства азарта, соревнования, – говорит Любовь Федоровна. – Они не понимают правил игры, а значит, будучи уже взрослыми, не смогут соблюдать житейские правила, уважать законы. Вырастет больное, разобщенное, асоциальное поколение».

«Морская фигура, замри!»

– Обратите внимание на то, как ведут себя школьники, придя на стадионы или просто заходя в транспорт, – говорит научный руководитель Центра гармоничного развития учащихся РГСУ, доктор медицинских наук, профессор Владимир Базарный. – Сразу же ищут место, куда можно «усадить» свое расслабленное, безвольное тело. Подвижные и энергичные от природы дети на наших глазах превращаются в обездвиженных, скрюченных, согбенных «старичков». Часто для таких детей физические усилия, занятия на стадионе превращаются в сплошной стресс. И далеко не случайно то, что при, казалось бы, обычных физических нагрузках на уроках физкультуры у некоторых школьников останавливается сердце.

В школах много лет принудительно внедряются косность и неподвижность тела (на жаргоне учителей – педагогическая усидчивость). Даже в детском саду воспитатели проводят занятия на стульчиках. Ученики должны замереть, как морская фигура из игры нашего детства, на несколько часов, и тогда учителя могут спокойно проводить так называемый учебно-познавательный процесс. На уроках и переменах только и слышно: «Не вертись!», «Не бегай!», «Руки на парту!».

Ситуация усугубляется тем, что изначально современному ребенку негде удовлетворить свою генетическую страсть к подвижным играм. Вот и вынуждены дети просиживать за компьютерами. Так синдром «засиженных» детей поддерживается и школой, и семьей.

Результат экономии

Однако ученые провели исследования и выяснили, что даже просто стоять на уроках за конторкой (конторки сейчас внедряются во многих российских школах по технологии лаборатории Центра гармоничного развития учащихся РГСУ в Сергиевом Посаде) гораздо полезнее, чем неподвижно сидеть в течение учебного дня. Возрастает общая телесно-мышечная активность, которая приводит к повышению функциональных возможностей центральной нервной системы более чем в 3 раза! Улучшается память. Повышается устойчивость организма к различным стрессам.

Одновременно с этим необходимо срочно пересмотреть градостроительную политику. У нас не должно быть ни одного дома без дворовых площадок для подвижных игр детей. Экономия на этом государственном деле, в конце концов, оборачивается другими расходами – строительством крупнейших центров для операций на сердце.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы