Сигнал для врача
Елена, Москва: – Что означает оценка по шкале Апгар, которую выставляют каждому новорожденному? Насколько ребенок родился здоровым?
Елена Байбарина: – С помощью этой шкалы врачи обозначают степень асфиксии новорожденного, насколько он пострадал от резкого недостатка кислорода во время родов. И соответственно понимают, какие действия по реанимации младенца они должны предпринять.
Состояние новорожденного оценивается как минимум дважды: в конце первой минуты жизни и в конце пятой. Первая оценка не является предсказанием дальнейшего развития ребенка. Она указывает только на объем помощи, которую нужно как можно скорее младенцу оказать. А вот вторая оценка, если она низкая, уже может быть предвестником проблем со здоровьем. Малыш, ее получивший, должен в первый год жизни наблюдаться у невропатолога, маме надо будет тщательно выполнять все назначения врачей, предпринимать дополнительные меры по уходу за ребенком, например проводить больше курсов массажа, лечебной гимнастики…
Прогноз по баллам
Сергей, который вот-вот станет папой, Королев: – Сколько баллов обычно получает здоровенький, быстро родившийся младенец, десять?
Е. Б.: – 10 баллов на первой минуте редко кто получает. Как правило, малыши рождаются с синими ручками и ножками. Нормальная оценка – 8 баллов, 7 – пограничное состояние, при нем многое зависит от того, как ребенок будет адаптироваться к новым условиям жизни. Оценка ниже семи говорит о том, что малыш родился в асфиксии и ему надо немедленно оказывать помощь. Если помощь оказана быстро, вторая оценка будет выше, и это хороший прогноз для здоровья.
Счет идет на секунды
Анна, Москва: – У моего малыша первая оценка была 7, потом 8. А что им делают, когда оценка низкая? Дают какие-нибудь лекарства?
Е. Б.: – Действия врачей во время первичной реанимации новорожденных расписаны по секундам и определены приказом Министерства здравоохранения. На 20-й секунде мы должны сделать то-то, на 30-й – то-то, на 40-й – то-то… От того, насколько правильно мы будем в первые минуты действовать, зависит жизнь и дальнейшее развитие ребенка. Малышу отсасывают слизь из рта.
Если дыхание отсутствует или нерегулярное, энергично обтирают его пеленкой, слегка похлопывают по стопам, от одних этих воздействий дыхание обычно восстанавливается.
Если же нет – дыхательным мешком или специальным аппаратом делают искусственную вентиляцию легких… Когда сердечная деятельность отсутствует или наблюдается брадикардия – редкие сердечные сокращения, ребенку делают наружный массаж сердца… Могут ввести лекарства, стимулирующую сердечную деятельность…
Кто поможет
Виктор, Нижний Новгород: – Кто оказывает помощь новорожденному, врач-неонатолог?
Е. Б.: – Неонатологи есть не во всех роддомах. Помощь умеет оказывать любой специалист, который принимает участие в родах: и акушер-гинеколог, и акушерка…
Загляните в выписку
Ирина, Тверь: – Я что-то не помню, чтобы нам в роддоме говорили, какие оценки получили при рождении наши дети…
Е. Б.: – Мамам их не только говорят, но и заносят в выписку для детской поликлиники, которую выдают на руки. Так что эту оценку можно прочитать там. Весь первый год врачи будут маму спрашивать, с какой оценкой по шкале Апгар родился ее ребенок. Дети, которые в момент рождения пережили сильное кислородное голодание, будут, конечно, требовать большего внимания врачей.
Совместный труд
Светлана, Ярославль: – Получается, оценка по шкале Апгар – это оценка работы акушеров?
Е. Б.: – Отчасти да, оценка будет низкой, если ребенок получил травму. Но плод у нас тоже участвует в родах. И если он болен, неправильно развивался еще до рождения, то и родиться нормально он не может, значит, и роды будут тяжелыми. Так что это оценка все-таки не только труда акушера, но и состояния ребенка.
Пять показателей
Виктор, Нижний Новгород: – А что, собственно, оценивают?
Е. Б.: – Оценивают пять показателей по шкале от 0 до 2 баллов.
● Первый показатель – число сердечных сокращений. Сердцебиение отсутствует – 0 баллов. Частота сердцебиения меньше 100 сокращений в минуту – 1 балл. Больше 100 – 2 балла.
● Второй показатель – наличие самостоятельного дыхания. Ребенок не дышит – 0 баллов. Нерегулярные единичные вдохи – 1 балл. Дышит регулярно и самостоятельно – 2 балла.
● Третий показатель – очень важный – цвет кожи. Он говорит о том, нарушено кровообращение или нет и испытывает ли организм ребенка недостаток кислорода. Малыш родился полностью белым или полностью синим – 0 баллов. Тельце у него розовое, а ножки и ручки синие – 1 балл. Целиком розовый – 2 балла.
● Четвертый показатель – рефлекторная возбудимость. Это реакция на отсасывания слизи изо рта. Если на эту процедуру младенец никак не реагирует – 0 баллов. Если на его лице появляется недовольная гримаса – 1 балл. Если он громко кричит – 2 балла. Когда слизь отсасывать не надо, смотрят реакцию на прикосновения, на протирание.
● И пятый показатель – мышечный тонус. Он определяется на глаз. Если малыш лежит полностью распластанный: прямые ручки и ножки раскиданы в стороны – 0 баллов. Если ручки и ножки полусогнуты – 1 балл. А вот когда малыш сжался в комочек, у него и колени, и локти согнуты, это хорошо – 2 балла.
Чтобы оценить состояние новорожденного, не нужно никакого специального оборудования, даже фонендоскопом пользоваться не обязательно. Опытный врач, положив руку на грудь малыша, за 10 секунд понимает, сердечко бьется чаще 100 ударов в минуту или нет. Конечно, есть и более объективные показатели состояния ребенка сразу после рождения, например напряжение кислорода в пуповинной крови. Но это надо делать специальный анализ. А тут все признаки видны невооруженным глазом. И тем не менее состояние ребенка оценивается довольно точно. Этим и удобна шкала, поэтому ей и пользуются акушеры всего мира.
Интересно
Идея пришла за завтраком. Шкалу Апгар создала американка, врач-анестезиолог Вирджиния Апгар. Первая женщина-профессор в истории Колумбийского университета, первая женщина-руководитель анестезиологического отделения, она в середине прошлого века занялась изучением, как себя чувствуют младенцы сразу же после рождения.
Идея шкалы, названной в ее честь, родилась у профессора за завтраком в больничном кафетерии, когда она отвечала на вопросы одного дотошного студента. Он долго расспрашивал ее, по каким признакам она определяет, насколько удачно прошли роды для ребенка. Вернувшись после разговора в кабинет, Вирджиния записала свои соображения по этому поводу. А в 1952 году на ежегодном конгрессе анестезиологов изложила их медицинской общественности.