— Игрушка — это не просто забава, — убеждена Ольга Карабанова, профессор психологического факультета МГУ. — Для ребёнка это уменьшенное изображение окружающего мира. Играя, ребёнок учится действовать, мыслить и выстраивать свои отношения с другими людьми. Поэтому игрушечные предпочтения позволяют не только лучше узнать его характер, но и заглянуть в будущее.
Конструктор
Дети, которые другим игрушкам предпочитают конструктор, упорны, усидчивы и терпеливы. Конструирование развивает логическое мышление, учит концентрировать внимание, приучает к самостоятельности. Таких детей больше интересует предметная сторона дела, а не межличностные отношения.
Ребёнок, с наслаждением возводящий сложные сооружения из детского конструктора, как правило, связывает свою жизнь с системой знаков. Это будущие математики, программисты, системные администраторы или архитекторы.
Солдатики
Солдатики — любимое увлечение многих поколений мужчин. Эта игра способствует развитию полноценной личности — ведь командование даже игрушечной армией требует стратегии, иерархии, вырабатывает интерес к деталям и учит смотреть на ситуацию со стороны. Практика показывает, что подросшие «генералы» переключаются на игру в шахматы, где совершенствуют свои навыки.
Игру в солдатики любят дети с задатками лидеров — трудно сказать, кем они станут, но на «вторых ролях» остаются редко.
Машинки
Обычно в машинки играют дети, которые хотят быть похожими на взрослых сильных мужчин. Вершиной мужественности многие малыши считают водителей, которые играючи управляются с «железным зверем». Это игра не самого высокого уровня — машинки не оставляют простора для творчества, поэтому подобное времяпрепровождение носит чисто манипулятивный характер.
Дети, предпочитающие машинки, редко добиваются больших высот в жизни. Если не хотите, чтобы ваш ребёнок всю жизнь «крутил баранку», постарайтесь переключить его на другие игрушки.
Мягкие игрушки
Детская, уставленная крокодилами, бегемотами, обезьянами и кашалотами, показывает, что у вас растёт общительный, коммуникабельный ребёнок. Отношения между людьми его интересуют гораздо больше, чем предметы и явления. Игрушки, как правило, «очеловечивают» — их кормят, учат, укладывают спать. К тому же мягкая игрушка — идеальный друг: добрый и отзывчивый, который всегда ведёт себя правильно.
Мягкие игрушки обожают будущие гуманитарии — филологи, журналисты, работники социальной сферы.
Динозавры
Не пугайтесь — вымершими монстрами обычно увлекаются младшие школьники, которые узнали о них на школьных уроках или в музеях. Такие дети смышлёные и любознательные, они схватывают всё на лету. Как правило, фигурками динозавров дело не ограничивается. Малыши начинают систематизировать полученные данные — смотреть фильмы о динозаврах, читать о них книги и вырезать из журналов их изображения.
Перед вами — будущий исследователь. Скорее всего, сфера его интересов — естественные науки (биология, химия, физика).
Если мальчик играет в куклы. Эпизодическое увлечение можно не брать в расчёт. А вот упорный интерес к игрушкам противоположного пола действительно настораживает. Обычно мальчик играет в куклы в двух случаях: когда растёт в неполной семье или если с трудом находит общий язык со сверстниками. Такого ребёнка нелишне показать психологу.
Противоположный случай — девочка, с увлечением играющая в машинки, — встречается реже. Обычно это говорит о порывистости, импульсивности и переизбытке энергии, который нельзя выплеснуть в спокойных девичьих играх.