Под пристальным вниманием
Понаблюдайте за своим ребенком. Как он ведет себя на детской площадке? Если он стремится верховодить игрой, определяет, кому какие роли достанутся, – несомненно, у вашего отпрыска есть задатки лидера. Но на одном желании главенствовать далеко не уедешь.
На самом деле эти качества можно в ребенке развивать, помогая ему приобретать деловую хватку, становиться более общительным и позитивно настроенным.
«Я смогу»
Закрепите в сознании ребенка формулу «Я смогу». Для этого не надо фиксировать его внимание на неудачах. Не ругайте его за промахи, не критикуйте. Учите не горевать об ошибках, а извлекать из них урок. «Задел вазу и разбил – ничего, в следующий раз будь аккуратнее и осмотрительнее». Не допускайте в ребенке проявление страха, что у него что-то не получится. Перед тем как учиться чему-то новому (завязывать шнурки, делать покупки в магазине), подбодрите: «У тебя обязательно получится!».
Воспитать в ребенке соревновательный дух помогут различные конкурсы и спартакиады – формируйте у малыша с детства вкус к победе!
Прочь гиперопеку
В моем дворе жил мальчик, который ходил до 5‑го класса за руку с мамой. Я не знаю, нравилось ли это самому мальчику. В любом случае, знаменитым спортсменом или директором завода он не стал. Виноваты ли в этом особенности его воспитания? Думаю, да.
Ребенок внутренне готов отделиться от мамы уже в три года. У него есть врожденная потребность изучать этот мир, набивать свои шишки, учиться ориентироваться. Только так он постигает опыт, необходимый для успешного выживания. Поэтому не формируйте у сына или дочери боязнь что-либо предпринимать без вашей опеки и подсказки. Тренируйте у детей навык самостоятельности, им самим приятно осознание того, что они могут что-то сделать САМИ. Чтобы развить самостоятельность, детям полезно мастерить – собирать пирамиды, конструкторы, пазлы. Развитие моторики в свою очередь влияет и на мыслительные процессы.
Мамин помощник
Постепенно вменяйте в обязанности ребенка дела по хозяйству. Малыш вполне может убирать клетку или лоток домашнего животного, помогать чистить овощи, следить за чистотой в своей комнате, отделять чистые вещи от грязных.
Богатенький Буратино
Учите ребенка грамотно обращаться с деньгами. Как только малыш начинает понимать, что с помощью денег можно получить желаемое (обычно это происходит в 3–5 лет), – сразу же приступайте к «финансовому просвещению»! Играйте с детьми в «Монополию», «Менеджер» и другие обучающие настольные игры.
С 6–7 лет приучайте ребенка к карманным деньгам. Покажите ему, как и зачем можно копить деньги. Заведите две копилки, например одну – «для сладостей», а вторую – «на велосипед».
Расскажите, что он может выбрать то, что ему важнее, но при этом любой его выбор будет иметь плюсы и минусы. Или он может копить сразу на то и другое. Когда будете вместе в магазине, обращайте его внимание на цены – надо учить понимать разницу в цене между товарами.
Вечером, за чаепитием, обсудите с семьей истории людей, которые стали богатыми и знаменитыми. Ребенок должен понимать, что зарабатывать деньги можно честным путем.
– Мне кажется, что можно ребенка привлечь к своим делам. Дайте ребенку какие-то элементарные задания по кухне или уборке. Превратите процесс в игру. Помимо того что ребенок будет вам помогать, он станет приучаться к порядку и ответственности.