Бывает, что молодые откладывают рождение ребёнка на потом, ждут, когда построят дом, заработают деньги, но в перспективе у любой семьи — ребёнок, как её продолжение и непременное условие. И в страшном сне они не могут подумать о том, что врач скажет именно им: «У вас бесплодие...» И они будут лечиться от него... Три года, пять лет, десять...
По данным ВОЗ, частота бесплодия, превышающая 15%, влияет на демографическую ситуацию в стране. В России, по разным оценкам, она колеблется от 10 до 20%. То есть мы или на грани, или уже перешли её.
Государство в последние годы озаботилось проблемой демографии, но почему-то денег на программу экстракорпорального (искусственного) оплодотворения выделяется недостаточно. В большинстве европейских стран расходы по лечению с помощью вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) полностью или частично берёт на себя государство, число попыток составляет
С абортами бороться надо...
— До сих пор не разработана система эффективности и безопасности ВРТ, — говорит профессор Баранов. — Ситуация с рождёнными детьми не такая радужная, как может показаться на первый взгляд. ЭКО может быть использовано, но в узких клинических ситуациях. Надо запретить рекламу этого метода в СМИ. Ввести обязательный консилиум врачей. Выделить средства на реабилитацию детей, рождённых с помощью ВРТ. Эти предложения я направил и в министерство, и в Думу. Пока без ответа. Основная причина отсутствия детей в семьях — вторичное бесплодие, которое чаще всего имеет в основе своего развития аборт, поэтому надо не следствие лечить, а предотвратить причину. Только в Москве, по некоторым данным, функционирует около
8 против 75
Специалисты, которые занимаются проведением ЭКО, отреагировали на эти заявления довольно резко. Геннадий Сухих, директор НЦ акушерства, гинекологии и перинатологии, считает, что «никто не ставит задачу улучшить демографическую ситуацию с помощью ЭКО. Эта программа решает более тонкие задачи. В частности, сохранение семьи, которая не имеет ребёнка. Почему часть граждан должны быть обречены на трагедию, когда государство может помочь им решить проблему? Дети, рождённые по программе вспомогательных репродуктивных технологий, — крайне желанные дети, о них заботятся, следят за их здоровьем, образованием и пр.».
— В мире родилось 4 млн человек с помощью ЭКО. В России — более 25 тыс., — говорит Владимир Карнаух, вице-президент Российской ассоциации репродукции человека. — Потребность в ЭКО в России далека от удовлетворения. В Дании, Бельгии, Финляндии этих процедур проводится в 10 раз больше.
Что касается здоровья детей, рождённых с помощью ЭКО, в России нет ни одного полноценного отечественного исследования по этому поводу. Во-первых, сами родители предпочитают скрывать факт использования ВРТ. Во-вторых, что называется, «не было заказа». По словам Елены Байбариной, главного эксперта-неонатолога МЗ РФ, «самая большая цифра, которую нам удалось найти, не 75, а 8% осложнений. В том числе и тех, которые легко поддаются коррекции. Особенности здоровья детей после ЭКО обусловлены прежде всего тем, что в значительной степени это дети из многоплодных беременностей. А многоплодие является причиной преждевременных родов, малого веса родившихся детей и других проблем. Но это общие сложности многоплодной беременности, не связанные со способом зачатия».
Получается, каждая из сторон по-своему права: и профилактикой абортов надо заниматься, но и лишать людей последней надежды нельзя. Тем же, кто ждёт очереди на попытку, оплаченную государством, переживать не стоит: Минздравсоцразвития не намерен сокращать программы по лечению бесплодия с помощью ЭКО (хотя и об увеличении речь пока не идёт).
СПРАВКА «АиФ»
- Средний возраст женщин, делающих ЭКО, — 34,5 года.
- Средняя продолжительность лечения от бесплодия — 8 лет.
- При первой попытке беременность с помощью ЭКО наступает в 36% случаев. Частота завершений беременности родами — 75%.
Коллаж: Андрея Дорофеева