Самолетный обед… Кто-то воспринимает его как неизбежность и старается перекусить перед взлетом, а в самолете съесть только булочку, а кто-то – настоящий фанат самолетного общепита. Да-да бывают и такие. Давайте заглянем на самолетную кухню и узнаем, из чего и как приготовлены обеды в воздухе.
Рацион зима-лето
При планировании обеда на борту перед авиакомпаниями стоит нелегкая задача. Как рассказала Светлана Смирнова, заместитель директора департамента сервиса на борту компании «Аэромар», компании занимающейся приготовлением обедов для Аэрофлота, Delta, Air France, «Оренбургских авиалиний», «Владивосток авиа» и других компаний, выполняющих рейсы из Шереметьево-2, «в процессе формирования различных вариантов меню наши специалисты рассматривают множество факторов: бюджет, стандарт обслуживания пассажиров, принятый в авиакомпаниях, бортовая посуда, национальные особенности направлений, а также принципы здорового питания. Должны быть соблюдены многие условия – с одной стороны питание должно соответствовать вкусу большинства людей и в то же время удивлять и радовать пассажиров новинками. Кроме того нужно учитывать продолжительность полета, время вылета и так далее. Мы не различаем международные и внутренние рейсы, но при разработке меню обязательно принимаются во внимание национальные особенности, к примеру, на рейсах в Индию исключены говядина и свинина».
Меню в воздухе должно быть разнообразным, поэтому во многих компаниях при подготовке обедов следуют принципам сезонности. Зимой и осенью питание стараются сделать более калорийным, а весной-летом в самолетный обед включают как можно больше свежих овощей и фруктов.
Основа рациона: различные виды мяса, птица, рыба, а также припущенные овощи и крупы. Но согласно санитарно-гигиеническим требованиям на борту самолета вы не найдете котлет, пельменей, мясных запеканок и других изделий из запрещенного мясного фарша, вареных колбас, пирожных с кремом, минеральных лечебных вод, а также салатов уже заправленных майонезом.
Сколько раз покормят?
Тут единого стандарта нет. Мало того, некоторые компании в целях удешевления авиабилетов исключают бесплатное питание и продают в самолете бутерброды и сандвичи. Но обычно на рейсах продолжительностью менее 3 часов пассажиров ждут холодные закуски, если полет больше 3 часов – то горячий обед, а если лететь предстоит 7 и более часов, то компания предоставляет двухразовое горячее питание и легкий холодный перекус.
Бизнес и эконом
Как и цена, питание в бизнес-классе сильно отличается от того, что подают в эконом-классе. Часто компании организовывают для бизнеса ресторанное обслуживание, в таком случае пассажир может не только выбирать из горячих блюд, но и поменять порядок подачи блюд местами. Бизнес-меню и разнообразнее, и обновляется чаще. Именно с помощью бизнес-меню шеф-повара кейтеринговых компаний могут блеснуть мастерством и поразить пассажиров оригинальным блюдом редкой экзотической кухни.
По спецзаказу
Как ни странно, этой услугой пока пользуется мало пассажиров, но зато многие авиакомпании ее предоставляют: при покупке билета или за некоторое время до полета можно заказать спецобед. Если вы аллергик, диабетик, вегетарианец, соблюдаете пост, едите только кошерное, летите с капризным ребенком и так далее – вы можете попросить авиакомпанию подготовить вам спецпитание. Обычно эта услуга предоставляется пассажирам любого класса бесплатно. Нужно просто уточнить при покупке билетов, есть ли такая возможность.
Вкусовые особенности
В самолете – особенные условия. Тут очень сухой воздух, давление постоянно изменяется, поэтому мы воспринимаем пищу совсем не так, как на земле. По словам Светланы Смирновой, интенсивность вкуса еды падает примерно на 40 процентов. Об этом хорошо известно кейтеринговым компаниям, которые занимаются самолетными обедами. Поэтому специалисты стараются использовать как можно больше соусов и продуктов с ярким вкусом.
Кстати, ученые установили, что на восприятие еды может влиять и громкий шум от двигателей самолета. Из-за него еда может показаться пресной.
Как готовят еду для самолета?
Еда для самолета и готовится совсем не так, как обычный обед. Во-первых, делается это заранее, на борту самолета никто не готовит, здесь еду только разогревают, но это, конечно, всем известно. По словам, шеф-повара «Трансаэро» Наталии Остапенко все блюда после тепловой обработки проходят процедуру моментального охлаждения. Потом все продукты и блюда упаковываются специальным образом и собираются в готовые комплекты для обеда пассажиров. На весь процесс приготовления блюд для одного самолета уходит около 10 часов, а за два часа до вылета упаковки с едой уже ждут на борту самолета.