Как использовать эмоции для достижения своих целей?
Отвечает Елена Хлевная, кандидат психологических и экономических наук:
В психологии есть особое направление - эмоциональный интеллект. Так называется способность человека обрабатывать информацию, которую мы получаем через эмоции - собственные и чужие, и использовать её для решения задач.
Вот, например, грусть. Казалось бы, что в этой эмоции хорошего? Оказывается, она помогает делать аналитическую работу. Скажем, вам надо внимательно прочитать договор: если вы при этом испытываете радость или злость, то многое в нём не заметите. А вот в грусти мозг очень успешно детализирует информацию.
Не бывает эмоций плохих и хороших, бывают эмоции неуместные. Например, страх в какой-то ситуации жизненно необходим, потому что он спасает. А злость пригодится, когда нужно отстоять свои границы. Если на работе нужно провести мозговой штурм, то очень подойдут такие эмоции, как интерес и радость. Кстати, у руководителей есть типичная ошибка - собирать сотрудников на мозговой штурм после провала проекта. Когда все в печали, ничего из этой затеи не получится. Сначала нужно перейти в другое эмоциональное состояние.
Но как вызвать нужную эмоцию? Конечно, у человека нет особой кнопки, быстрого переключателя. Зато есть определённые техники, которые помогают это сделать. Например, музыка очень быстро может вызывать как грусть, так и радость. Ещё один метод мы называем «что вижу, то пою». Нужно перечислить мысленно или проговорить, что вы в данный момент чувствуете, слышите, видите, делаете. Таким образом вы смените фокус внимания. А потом нужно вызвать в себе другую эмоцию. Кстати, среди эмоций есть что-то вроде палочки-выручалочки - эмоция интереса, которая уместна и полезна практически в любой ситуации. Она провоцирует развитие человека, позволяет нам учиться, делать открытия. Что же вызывает интерес? Вопросы. Куда я иду? Что мне интересно сделать сейчас? Чем было бы здорово заняться? Заинтересовав себя, можно смело идти и домой к детям, и к начальнику на ковёр.