«Нет ничего нового под луной. Не ново и то растение, о котором мы собираемся здесь говорить – чайота. И если мы все-таки говорим о нем, как о новинке, то это потому, что она для нас будет нова, так как на наших рынках она еще вовсе не встречается», – такими словами начиналась статья в журнале «Нива», опубликованная в 1903 году.
Что это?
1903 год. В отдаленные от нас времена чайота росла, по всей вероятности, дико; в настоящее время она в диком состоянии не встречается. Ее культивируют довольно тщательно в центральных частях Америки.*
Чайот (лат. Sechium edule (Jacq.) Sw.) – именно это название (в мужском роде) используется сейчас в отношении интересного, экзотического для России растения из семейства тыквенных. Название «чайот» – испанское производное от ацтекского названия растения на языке науатль – «Тайоти».
Родина этого экзота – тропические районы Мексики и Центральной Америки, где и сейчас произрастают родственные дикорастущие формы. После открытия континента он распространился во многих тропических и субтропических районах мира. Наиболее крупные мировые производители плодов: Коста-Рика, Гватемала, Доминиканская Республика и Мексика. Большую популярность чайот получил в КНР, в Индонезии, на Тайване, на Филиппинах. В СССР чайот выращивался от Сочи до Батуми.
С чем едят?
1903 год. В Пуэрто-Рико, например, плоды чайоты разрезают пополам и варят; затем очищают от кожицы, режут на кусочки, перемешивают с мясом, другими овощами и кореньями. Получается смесь, которою начиняют кожицу и запекают. Едят с перцем и солью. Во Франции чайота аналогична артишокам, которые она там заменяет с большой выгодой. В Мексике употребляют в пищу, помимо плодов и корней, также молодые побеги. Но это не выгодно, так как обрывание молодых ростков сильно вредит растениям.*
Используют плоды (в тушеном и жареном виде), а также молодые побеги, листья и клубни. Плоды и побеги богаты макро- и микроэлементами, витаминами, причем в побегах содержание белка, витаминов и некоторых микроэлементов в 2–8 раз выше по сравнению с плодами.
Настой листьев чайота используется для растворения камней в почках, а также помогает в лечении атеросклероза и гипертонии. На мексиканском полуострове Юкатан эффективность лечения почечного недуга при помощи настоя листьев чайота была известна еще в колониальные времена. Прочные стебли растения используются в технических целях.
Как растет?
1903 год. По внешнему виду чайота похожа на другие многолетние ползучие растения… Как это ни странно, но каждый плод содержит в себе только одно семя, и семя это способно к произрастанию, лишь пока оно заключено в плоде. Мясистый плод служит пищей для произрастающего семени. Разрастаясь, семя поглощает в себя содержимое плода.*
Чайот представляет собой мощную травянистую лиану длиной от 6 до 15 м с крупными листьями. Боковые побеги, как и главный стебель, могут достигать нескольких метров, эффективно осваивая окружающее жизненное пространство. Растения цепляются за опору длинными разветвленными усиками. В тропиках чайот – многолетник, дает высокие урожаи от 3 до 8 лет (от 30 до 150 и больше плодов с одного растения). В умеренной же зоне он может выращиваться лишь в однолетней культуре.
Плоды – грушевидные или округлые, длиной от 8 до 20 см, массой до килограмма, с одним крупным (3–5 см) белым плоско-овальным семенем. Кожура их тонкая, с небольшими бугорками, выростами, от зеленой до беловатой и светло-желтой. Внутри одно семя, которое прорастает еще находясь в плоде (такие плоды в просторечии называются живородящими).
Оптимальная температура для развития – от 15 до 25 °C. Если холоднее 12 °C, плоды опадают. Длинный день тормозит наступление цветения. От появления растущего побега до сбора урожая проходит 120–150 дней, поэтому короткий вегетационный период Центра России не подходит для стабильного выращивания чайота на плоды даже в условиях теплицы.
Перспективы
1903 год. Благодаря неприхотливости чайоты ее удалось без особых трудов приучить к климату Франции, хотя между Францией и Центральной Америкой дистанция огромных размеров. И нет ничего невероятного в том, чтобы ее удалось аккумулировать у нас, особенно в южных губерниях.
Плоды чайоты представляют то ценное свойство, что они долго сохраняются без почвы. Они не портятся и в том случае, если семя уже начало прорастать. Благодаря этому плоды чайоты могут быть перевозимы на большие расстояния без опасения за то, что они по дороге испортятся и придут в негодность.
В заключение отметим еще, что чайота не обнаруживает склонности к заболеванию паразитными страданиями. Это, конечно, тоже весьма ценно и говорит также в пользу будущего чайоты у нас в России. *
В Центральном сибирском ботаническом саду (г. Новосибирск) чайот выращивали в защищенном грунте в течение 7 лет, но внятного положительного результата не получили. Этот типичный «южанин» пригоден для более или менее надежного возделывания лишь в зоне сухих субтропиков юга нашей страны. Поэтому оптимизм в отношении будущего «чайоты» в России следовало бы сузить до размеров Южного Федерального округа.
Выводы
В наше время о культуре чайота известно гораздо больше, чем 111 лет назад. Растения неоднократно испытывались в российских условиях. Результаты показали: «новинка» для большинства из нас не подходит.
* Материалы издания «Нива», 1903 года