В Перми прошла уже четвёртая по счёту «Лаборатория молодой режиссуры», призванная открыть новые имена и пересмотреть стандартную схему создания спектакля, приводящую к предсказуемым решениям и постановкам. В этот раз основными участниками Лаборатории стали пять молодых режиссёров из Швейцарии. По итогам лучшая работа, отобранная жюри, войдёт в репертуар пермского театра. На данный момент в результате зрительского голосования лидирует эскиз «SHAKE», вольная трактовка фильма «Криминальное чтиво» швейцарского постановщика Жюлиена Баслера.
На подготовку к премьере ушла всего одна неделя. Репетиции проходили в холле и на подмостках театра. На одной из них удалось побывать корреспонденту АиФ.ru.
Передозировка Мии — репетиция
Сцена — передозировка Мии после приёма наркотиков. Из декораций — только кожаное кресло. В фильме этот момент входит в отрывок «Винсент Вега и жена Марселласа Уоллеса». Супруга известного бандита, нюхнув героин, случайно перепутав его с кокаином, впадает в кому. Винсент, которого оставили следить за девушкой, спешно везёт к знакомому «барыге», чтобы экстренно привести её в чувство.
В просторном зале слышатся крики, топот и смех. Пермские актёры стоят у стены, внимательно слушая указания режиссёра через переводчика. После минутной паузы все расходятся по местам. Ещё чуть-чуть — и начинается действие. Под тихое напевание «на-на-на» на передний план медленно выходит Мия, подняв руки вверх:
– Не вези её ко мне домой!
– У меня нет другого выбора.
– Какого х…! Вези её в больницу и звони своему адвокату!
Затем — резкое падение. Винсент подбегает к своей подруге со шприцем, полным адреналина, — это единственный способ «запустить» остановленное сердце после «передоза». На его лице — отчаяние и страх. Стоп! Жюлиен, внимательно следивший за всем происходящим, начинает громко аплодировать актёрам.
«Сотрясать театр»
«Вообще, я являюсь большим поклонником Тарантино. Ещё в Швейцарии с учащимися театральной школы у меня был мастер-класс, где мы работали над «Бешеными псами». Тогда у меня в голове зародилась идея сделать театр таким же кинематографичным, как и фильмы Квентина», — вспоминает драматург.
По его словам, искусство, в том числе и театр, время от времени необходимо «потряхивать, как старую метлу, чтобы убрать с неё старую пыль». В своём эскизе «SHAKE» швейцарец хочет последовать примеру американского режиссёра, любящего «поставить зрителя в неудобное положение».
Постановка Жюлиена Баслера не затрагивает какой-то определённый момент фильма. Это своего рода большая импровизация. Группа актёров, «заражённая духом Тарантино», играет с персонажами кинокартины, попадает в те же ситуации.
«Театр, что очень важно, — здесь и сейчас. Он не переносит нас в какое-то другое время и пространство», — поясняет Баслер.
«Криминальная» импровизация
Не забудет драматург и про знаменитый твист Мии и Винсента под музыку Чака Берри. Он состоится в самом начале спектакля. Вся труппа актёров неожиданно окажется в баре из фильма, где будет отплясывать танец и напевать мелодию. Однако, как признаётся Жюлиен, в этом и будет его авторское видение, соединяющее в себе «серьёзность и идиотизм».
Для режиссёра фильм Тарантино под предлогом истории о гангстерах в первую очередь говорит о любви. В постановке швейцарского драматурга никто не умирает, там не будет жестокости и крови, для него важен сам творческий дух.
«Мне помогают пермские актёры. Несмотря на различные театральные миры, мы нашли общий язык. Всё происходит очень хорошо, они полностью погружены в работу», — говорит Жюлиен.
Исполнитель роли капитана Кунса пермяк Сергей Детков рассказывает, что работа с иностранным режиссёром — сплошное удовольствие:
«Нам дают полную свободу. В этом же есть и сложности. Например, придётся выйти в зал и, обращаясь к первому попавшему зрителю, рассказать историю о «Золотых часах»: «Здравствуй, малыш. Я много о тебе слышал и так далее», — улыбается актёр.
Стоит отметить, что Жюлиену Баслеру в работе над эскизом по пьесе Квентина Тарантино «Криминальное чтиво» помогает драматург Вирджиния Шелл.
В будущем Баслер надеется продолжить путешествие по вселенной Квентина Тарантино. Но планы у него могут измениться. Его заветная мечта — уйти в кинематограф. К слову, любимый фильм швейцарца — «Трудности перевода» Софии Копполы.