На Исторической сцене Мариинки с аншлагом прошли гастроли Севастопольского Театра оперы и балета.
Два вечера давали «Поликушку» по одноименной повести Льва Толстого. Придумал и поставил спектакль хореограф Джона Пол Кук, и можно было бы назвать постановку балетом. Что не будет неправдой. Но...
Если убрать Рахманинова и хор, спектакля не будет
У Джоны, который исполняет в спектакле одну из ведущих партий (племянника Дутлова Ильи), получился совсем не тот традиционный балет, что без единого слова. Британец по рождению, работавший в Германии и Швейцарии, Джона год от года становится всё более русским. Тем более что и женат на Ксении Рыжковой — приглашенной приме Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, недавно возглавившей балетную труппу Севастопольского театра.
Так вот, у Джоны Кука родился синтетический спектакль, вместивший в себя и художественное слово, и драму. И даже вокальные номера. Тут надо сделать паузу, выдохнуть. И только потом продолжить.
Для участия в постановке Джона пригласил не просто хорошего певца, а величавый хор Сретенского монастыря, исполняющий во время действия легендарные «Полюшко-поле», «Когда мы были на войне», «Ой, то не вечер», «Не для меня придет весна»... Это первое участие старейшего коллектива в балетной постановке. И дебют на Мариинской сцене.
«Я чувствовал, что в спектакле должна быть русская народная музыка, — рассказал aif.ru Джона Пол Кук. — А когда Ксения дала мне послушать пару песен Хора Сретенского монастыря, тут же понял: это то что надо! Благодаря уникальным мужским голосам и академическому пению постановка приобрела непередаваемую атмосферу. Тут и думать было нечего — этот хор просто лучший! Хотя поначалу певцы не понимали, как им существовать в драматическом балетном спектакле... И у Достоевского, и у Толстого очень видна связь Бога с судьбой человека. Это нить, которая проходит через всю жизнь. То, что нами движет. И что нам мешает».
«Сегодня пороки нередко выходят на первое место и становятся слишком явными, — добавляет Ксения Рыжкова, исполняющая партию жены Ильи Аксиньи. — Теперь даже порок часто выставляется как добродетель... Словом, то, что Джона хотел вынести из истории Толстого, помогли сделать певцы. И, если убрать музыку Сергея Рахманинова и Хор Сретенского монастыря, спектакля просто не будет. А так все сложилось органично. Музыка рассказывает историю, а мы танцами передаем музыку».
Получился невероятный синтез лучшего. Взяв для постановки малознакомое широкой публике и, кажется, не ставившееся даже в драмтеатре литературное произведение, Джона Пол Кук здорово подстраховался. И мощным хором, ставшим участником спектакля, и великим русским композитором.
Однако сама по себе история (основана на реальных событиях) эпохи крепостного права, рассказанная полтора века назад Львом Николаевичем, достойна того, чтобы люди видели ее на сцене. Трагическая, мрачная (по сюжету герои проходят через грабёж, самоубийство, смерть ребенка, потерю разума), она будоражит душу, заставляет думать. А это ведь и есть главное, ради чего создаются произведения искусства.
В «Поликушке» для балетных артистов нет особенных сложностей, при этом постановка трудная, отмечает Ксения Рыжкова. Танцовщики серьёзно погружены в драматическую игру. В начале спектакля артисты танцуют и вовсе под художественное слово, а не под музыку.
Достоевский, Толстой, кто следующий?
Спектакли Севастопольской оперы создаются в непростой ситуации. У театра нет ни здания, ни труппы — артисты приглашаются из ведущих коллективов страны (в роли Поликея — Дмитрий Соболевский, партию его жены Акулины исполняет народная артистка РФ Мария Александрова). А постановки надо выпускать, чтобы через год, когда должно произойти открытие Севастопольского театра, репертуар уже был готов. Поэтому спектакли создаются и играются на ведущих площадках страны.
В мае нынешнего года театр приезжал с гастролями в Москву — на Новой сцене Большого театра был представлен «Грозовой перевал» по Эмили Бронте.
В октябре в рамках вечера одноактных балетов в КДС была представлена «Кроткая» по мотивам повести Федора Достоевского.
Теперь вот — Лев Толстой, «Поликушка», впервые показанный в августе на Международном фестивале оперы и балета «Херсонес». Какого русского писателя Джона изберет для будущей постановки, он пока не признается. Но очевидно, что легких путей британец, полюбивший Россию и русское искусство, не ищет.
Пришлось снова поднимать занавес
Два дня Севастопольской оперы в Мариинке потрясли Петербург. Журналист aif.ru оказалась свидетелем, как в первый вечер за два часа до начала спектакля поклонники балета собрались у кассы театра, чтобы попытаться добыть хорошее местечко по доступной цене. В очереди в основном стояли взрослые женщины — завсегдатаи Исторической сцены, видевшие здесь многое и многих. Тем любопытнее было наблюдать реакцию зрителей после показа.
Публика рукоплескала, кричала: «Браво!» И, похоже, готова была ещё раз посмотреть весь спектакль, который с полным правом уже можно назвать хитом. Балетоманы долго не отпускали артистов. Даже когда опустился занавес, овации продолжались. Так что занавес снова подняли. И артисты, уставшие, но счастливые, снова вышли на поклоны.
Как отметил худрук Севастопольской оперы Ильдар Абдразаков, «этой постановкой мы отдаём дань памяти выдающемуся премьеру Мариинского театра Владимиру Шклярову. Хореограф Джона Пол Кук создавал партию Поликея именно для него и находил в уникальном таланте артиста ключ к этому драматическому образу».
Танцовщик обладал виртуозной техникой, широким диапазоном актерских возможностей. Джона Кук и Ксения Рыжкова работали с ним, дружили. Но год назад Владимир Шкляров ушел из жизни. Ему было 39 лет.






