Примерное время чтения: 10 минут
1497

Кто спасет Святую горку. Шедевры Псковской земли могут погибнуть

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. Дойдут ли к больным сельские Айболиты? 05/12/2018
Свято-Троицкий кафедральный собор.
Свято-Троицкий кафедральный собор. / Михаил Мордасов / РИА Новости

Для всех стало очевидным, что Псковская область со своей богатейшей историей, выдающимися и ставшими уже хрестоматийными памятниками архитектуры и живописи который год с трудом борется за сохранение важнейшей части общероссийского культурного наследия. Многие древние храмы, вошедшие в сокровищницу Русского искусства, могут погибнуть уже в ближайшие годы, если не будут приняты срочные меры к их выведению из аварийного состояния.

При этом всем хорошо известно, что Псковская епархия одна из самых знаменитых и древнейших в Русской Православной церкви. На этой земле родились святые равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир — люди, стоявшие в основании нашей государственности и веры. Ни в одной области и епархии нашей страны нет такого количества храмов XII-XVI столетий и такого числа объектов культурного наследия федерального и регионального значения. Неслучайно, комиссар ЮНЕСКО, побывавший осенью в Пскове, подтвердил, что 18 памятников древнерусского зодчества, находящихся во Пскове и Псковской области, могут быть включены в список Всемирного наследия. Заметим, что в списке ЮНЕСКО сегодня значится всего 28 объектов, расположенных на территории Российской Федерации. Тем самым еще сильнее ощущается противоречие между признаваемой ценностью памятников Псковщины и пренебрежением к ним на родной земле.

Таинственным образом Псковская область осталась в стороне от действовавшей под эгидой Минкульта РФ с 2012 года Федеральной целевой программы «Культура России», по которой на реставрацию культурного наследия выделялись миллиарды рублей. Благодаря этой программе были восстановлены многие храмы в Ярославской и Владимирской области, в Суздале и Новгороде, в общем — по всей России. Этому способствовала активная позиция епархиальных властей этих регионов, добившихся включения в эту программу целого ряда монастырских, городских и сельских церквей. Однако Псковская область в этот процесс практически не была включена. К сожалению, мы должны разделить общее мнение, что во многом это произошло из-за отсутствия у представителей Псковской епархии понимания исторической ценности своих храмов. Они стались на позиции «пользователей», а не ревнителей о сохранности произведений церковного искусства и архитектуры, принадлежащих не только им, но и всей Русской Церкви и всему российскому народу.

Одним из примеров такого пренебрежения является кафедральный, т.е. главный, храм всей Псковской епархии — псковский Троицкий собор. Его состояние описывает заместитель директора по научной работе Межобластного научно-реставрационного художественного управления, художник-реставратор высшей категории Евгения Серегина — «Подойдя к собору можно иногда видеть, как от стен возведенного в 1699 году здания отваливаются огромные куски штукатурки. Войдя в храм, видишь иконостас, находящийся в аварийном состоянии. Не только пострадала деревянная конструкция самого иконостаса, но и уникальные иконы покрыты трещинами, некоторые из которых достигают значительной ширины. Ремонтных работ в храме, где покоятся мощи святого князя Всеволода-Гавриила, одного из небесных покровителей Пскова, не проводили с 1960-х годов. Пол крипты, где находятся могилы великих псковских святителей, митрополитов и епископов, проваливается. Из-за разрушенной гидроизоляции под собором постоянно скапливается вода. В дополнение ко всему сама сланцевая плита, на которой стоит собор, как полагают исследователи, утратила целостность и начала расслаиваться».

О причинах катастрофического состояния собора хорошо известно и Льву Лифшицу, члену президиума научно-методического совета по охране и реставрации недвижимых памятников культуры Минкультуры РФ, доктору искусствоведения, Заслуженному деятелю искусств РФ. «Лет 15 назад за государственный счет в соборе было проведено отопление и установлена система поддержки температурно-влажностного режима. Однако, в тот же год она фактически перестала функционировать. Причина невероятна по своей нелепости и банальности: для того, чтобы система действовала, необходимо было взять на работу специалиста. Несмотря на минимальность затрат, было решено ограничится услугами обычного сантехника. В результате превышения допустимой температуры обогрева здания во время морозов, один из самых больших иконостасов в России, равный которому есть только в Успенском соборе в Рязани, из-за пересушивания оказался на грани разрушения. Начала осыпаться резьба, растрескиваться иконы. Прошло уже столько лет, но никто не пытался даже приступить к реставрационным работам после этой трагедии».  

Троицкий собор лишь начинает перечень объектов, находящихся под угрозой. «В поистине катастрофическом состоянии — продолжает Л.И. Лифшиц — находится Снетогорский женский монастырь, первое упоминание о котором относится к XIII веку. В нем возобновлена монашеская жизнь, стараниями духовника обители, архимандрита Гермогена (Муртазова) при непосредственном участии великого реставратора Владимира Сарабьянова были восстановлены поистине уникальные фрески. Но беда подкралась с другой стороны. Монастырь расположен на высоком берегу реки Великой. Над ней, на гигантской высоте нависают монастырские стена и башня. Идет оползание берега и возникла реальная опасность обрушения монастырских стен. Епархия долгие годы пишет письма, но пользы от них — немного. Потому что решение этой проблемы требует обсуждения разных сторон: собственника береговой части, самого монастыря, а также органов охраны памятников. Коллизия сложная, но разрешимая путем укрепления берега. Но до сих пор ни одна из перечисленных структур не проявляет настоящей заинтересованности. Поэтому следует ожидать, что в скором времени монастырская башня может обрушится. При этом может пострадать и стоящий неподалеку Собор Рождества Богородицы, 1311 года. Замечу, что храм украшают уникальнейшие фрески 1313 года — наиболее крупный ансамбль росписей, созданных после монгольского разорения Русской земли! И это сокровище национального искусства может погибнуть из-за того, что кто-то не имел достаточной воли, чтобы объединить для решения не самой сложной проблемы все заинтересованные стороны».

К нашему ужасу в этом ряду оказывается и Мирожский монастырь. Стены собора 1156 года, одного из древнейших во Пскове, украшают уникальные по сохранности и полноте фрески середины XII века.  «Эти росписи — продолжает Евгения Серегина — прекрасно исследовались и реставрировались ведущими реставраторами страны на протяжении многих лет. Реставрация и раскрытие фесок продолжается по сию пору. Но проблема в ином — деньги выделяются неравномерно, в зависимости от выигранных тендеров. При этом собор находится в очень непростом положении. Монастырь стоит на берегу реки Мирожки, в непосредственной близости от кромки воды. Каждый паводок несет с собой угрозу затопления собора. В 2013 году вода не только проникла в храм, но и заполнила его на полметра высоты. Пришлось ее откачивать и затем заново ремонтировать пол. Эта проблема существует на протяжении нескольких веков. Уже до 1917 года были подготовлены проекты, целью которых было минимизировать последствия паводков. До сегодняшнего дня не сделано ничего, несмотря на то, что об этом всем хорошо известно. Необходимо наконец заказать проект и осуществить его, но так, чтобы тендерная система и отсутствие регулярного финансирования не превратили эти благие помыслы в фарс. Если каждый год работы будет вести новая организация, не имеющая опыта и преемственности с предыдущей, ничего не удастся опять сделать». 

Бездействие и равнодушие духовных властей и местной организации охраны памятников привели к тому, что состояние не только Снетогорского и по Мирожского монастырей, но и многих церковных памятников XV-XVI веков требуют немедленного вмешательства. Часть из них находятся в безлюдных местах и отреставрированные в послевоенный период постепенно руинируются. Где же корни этого бедственного положения? «В Псковской области имеется немало проблем вне области реставрации и архитектуры, — говорит замдиректора по научной работе Московского Кремля, член президиума научно-методического совета при Минкультуры РФ, доктор искусствоведения, профессор Андрей Баталов. — Псковское зодчество, прославленное в эпоху Серебряного века, стало одним из символов самобытности русской культуры. Сейчас умелые действия гражданской власти в союзе с епархией могут привести к расцвету этого региона. Пора вернуть к жизни существовавшие в СССР здесь научно-производственные реставрационные мастерские, в которых работали величайшие реставраторы. И нельзя допускать к реставрационным работам над этими архитектурными жемчужинами случайных людей! Необходимо создать в регионе свой художественный лицей, колледж, учредить в местном университете отделение реставрации и таким образом привести в реставрацию псковских уроженцев. Тогда возродится псковская реставрационная школа со своей традицией, со своей преемственностью. Гражданская и церковная власти должны брать на себя ответственность за брошенные и разрушающиеся храмы, в которых нет приходов. Необходимо найти формы их консервации и охраны».

Но не только бесхозные сельские храмы остаются в небрежении. Мы все помним, как со всей страны еще в советское время стекались паломники к величайшей святыне Псковской земли — Псково-Печерскому монастырю. Его старцы были духовниками многих тысяч православных. Даже здесь, в драгоценном для церковных людей месте мы обнаруживаем тревожные признаки возможной катастрофы. В соборном храме монастыря Успения Божией Матери фактически полностью разрушена гидроизоляция. Во всех зданиях обнаружились проблемы с инженерными сетями, так электропроводка во многих строениях еще 1960-1970-х годов, а кое-где и вовсе довоенная. Перекрытия в большинстве зданий, в том числе и в братских корпусах — предаварийные. Канализационная система, система водоснабжения в критическом состоянии. Но то, что произошло в недавнее время с сердцем обители — со Святой горой, в которой находятся богозданные пещеры, хранящие мощи тысяч монахов, можно сравнить только с трагедией в Троицком соборе. Хочется воскликнуть: «Вот ревность паче разума». Кто-то в желании улучшить монастырское благоустройство вырубил многовековые деревья, удерживающие своими корнями Святую гору от оползней. На их месте появился трогательный дачный газон с фонтаном. Почему работы на территории объекта культурного наследия никто не контролировал, почему никто не спросил совета у специалистов? Последствия не заставили себя долго ждать. В пещерах, где столетиями при температуре не выше 5 градусов тепла хранились останки 14 тысяч насельников монастыря, стало невероятно влажно, а температура повысилась до + 14. Деревья больше не вытягивают влагу и не держат холм, который стал оседать. Теперь немедленно придется привлекать гидрогеологов, реставраторов-конструкторов и инженеров для выработки программы комплексной реставрации знаменитой обители.

Но просто оплакивать памятники Псковщины бессмысленно. Хотя работы здесь просто непочатый край, необходимо не медля собирать специалистов, вырабатывать программу выведения каждого памятника из аварийного и предаварийного состояния. Это должна быть серьезная и ответственная программа по спасению псковского зодчества, одного из символов нашей национальной идентичности. Патриарх Кирилл прислал в эту одну из самых проблемных епархий РПЦ митрополита Тихона, управляющего Патриаршим советом по культуре. Уж ему-то кажется и по должности следует заняться сохранением памятников древнего зодчества. Кто-то на Псковщине надеется на нового архиерея. Кто-то считает, что все останется только на уровне лозунгов и обещаний. Время покажет. Одна беда: ситуация доведена до того, что этого времени для сохранения Псковских святынь остается критически мало.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах