Неканоническая версия
В истории государства Российского женщин-правительниц было немного, но они оставили заметный след. Поистине «женским веком» России стал век XVIII, когда русский престол почти целиком оказался во власти женщин.
Но первая женщина-правительница на Руси появилась на восемь веков раньше. Киевская княгиня Ольга первой из русских правителей приняла христианство, во многом предопределив тот путь, по которому в дальнейшем пошло Российское государство.
У историков не так много достоверных источников, которые рассказывают о первой женщине во главе русского государства, поэтому история Ольги — это смешение реальных событий и легенд, которые были придуманы о ней позднее.
Не стоит и забывать и вот какой момент — Ольга канонизирована Русской Православной церковью, и не слишком деликатное обращение с образом святой вызывает у определённой части верующих болезненные чувства.
Ни в коем случае не желая никого оскорбить, поговорим не о безгрешной праведнице, а о женщине X века, с честью прошедшей испытания, выпавшие на её долю, и заставившей уважать себя суровых мужчин-воинов.
Как киевскому князю не дали распустить руки
Дата рождения Ольги достоверно не известна. Если верить поздним источникам, то на момент смерти в 969 году ей было около 80 лет. Получается, будущая княгиня появилась на свет в начале последнего десятилетия IX века.
Самая романтическая история знакомства Ольги с будущим мужем, князем Игорем, выглядит так. Киевский князь Игорь, охотясь в лесах под Псковом, захотел перебраться на другой берег реки. Встретив перевозчика с челном, он с удивлением обнаружил, что перед ним девушка в мужской одежде. После непродолжительной беседы Игорь увлёкся новой знакомой и стал, что называется, приставать. Однако девушка решительно «отшила» кавалера, сказав, что, несмотря на незнатное происхождение, скорее утопится, чем допустит над собой насилие. Озадаченный и растерянный князь убыл восвояси, узнав лишь имя девушки — Ольга. Когда же через некоторое время правитель Киева решил жениться, то заявил, что никого себе в жёны, кроме псковской перевозчицы, не желает. Гонцы, отправленные во Псков, разыскали Ольгу и сообщили, что Игорь — парень серьёзный, готов жениться. После этого Ольга сменила гнев на милость, и свадьба состоялась.
Есть и менее романтичная версия. Согласно ей, происходила Ольга из знатной псковской семьи, была подобрана Игорю в качестве невесты его опекуном, князем Олегом. Да, тем самым, Вещим, чьё неосторожное обращение с черепом, повлекшее летальный исход, воспели, каждый в своем стиле, Александр Сергеевич Пушкин и Владимир Семенович Высоцкий.
В данном случае речь идёт уже не о браке по любви, а по расчёту.
Вдова с ребёнком на руках
Но как бы то ни было, Ольга стала женой киевского князя и родила ему наследника — Святослава. Здесь, правда, снова возникает путаница с датами — если верить тому, что родилась Ольга ещё в конце IX века, то сына она произвела на свет в возрасте 50 лет, в 942 году. Впрочем, некоторые историки полагают, что произошло это на двадцать лет раньше.
Но, пожалуй, хватит на сегодня споров вокруг различных дат и возраста тех или иных персонажей.
Точно известно, что гибель мужа перевернула жизнь княгини. В 945 году князь Игорь отправился получать дань с племени древлян. Финансовый спор закончился убийством киевского князя.
Ольга оказалась вдовой с трёхлетним сыном на руках — не самая завидная доля даже в XXI веке, не говоря уж о Х. С точки зрения законов того времени, она имела право остаться правительницей, если не имела намерений вновь выйти замуж.
Но для этого Ольге необходимо было доказать киевской дружине, что она способна эффективно руководить. Княгине это удалось в полной мере.
Мы можем только гадать, насколько сильно Ольга любила погибшего мужа. Возможно, то, что произошло дальше, связано с её глубоким чувством к Игорю. А возможно, глава Киева посчитала, что не имеет права оставлять безнаказанной гибель своего предшественника.
Месть русской женщины
В это время расхрабрившиеся древляне решили и вовсе прибрать к рукам Киев, предложив Ольге выйти за их князя Мала.
Ольга ответила согласием и предложила прислать сватов. Сваты прибыли на ладье, которую киевляне на руках внесли в город. В городе послов ждала... яма, куда их опустили вместе с ладьёй. После чего всех прибывших зарыли в землю живьём.
Затем княгиня попросила прислать новых послов из числа самых видных древлян, дабы продолжить переговоры о свадьбе. На сей раз обошлось без закапывания — послов просто заперли в бане во время мытья и сожгли живьём.
После этого Ольга прибыла в земли древлян, чтобы оплакать погибшего мужа и организовать поминки. На поминки были приглашены и древляне, явно еще не понявшие, что от киевской княгини им нужно бежать без оглядки.
Про клофелин в ту пору ещё никто ничего не слышал, но у Ольги нашлось средство не хуже — когда выпившие древляне отключились, киевская дружина учинила форменную резню.
Кончилось всё военным походом на древлян в 946 году, который завершился полным разгромом непокорного племени. Легенда гласит, что столицу древлян Искоростень Ольга сожгла при помощи птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой.
Тем, кому кажется, что Ольга — кровавая маньячка, надо, наверное, рассказать, как погиб её муж. Древляне разорвали Игоря на части, привязав к двум деревьям. Так что ответные меры киевской княгини из «привычек» конца первого тысячелетия совершенно не выделяются.
Крещение как политический ход
После усмирения древлян вопросы относительно правомочности правление в Киеве Ольги отпали у всех, что позволило ей активно заняться государственным строительством.
Ольга создала становища и погосты, на которые зависимым от Киева городам и поселениям надлежало доставлять дань. Становища были выстроены в виде укреплений, так что, помимо непосредственно сбора налогов, своим присутствием отбивали охоту бунтовать против Киева. Владения Киева были поделены на административные единицы, во главе которых ставились княжеские управленцы — тиуны.
При Ольге стала бурно развиваться торговля, началось каменное градостроительство.
Активно развивала Ольга и отношения и с другими странами, в частности, с Византийской империей. В 954 году Ольга нанесла визит в Константинополь, во время которого приняла христианство.
По легенде, таким образом Ольга перехитрила византийского императора, делавшего киевской княгине недвусмысленные намёки. Сославшись на своё язычество, Ольга предложила императору лично крестить её, а когда он выполнил это пожелание, поставила перед фактом — крёстный отец не мог состоять в близости со своей крестницей.
В житии святой Ольги её крещение, разумеется, лишено подобного водевильного оттенка.
Сообщается, что таинство крещения над нею совершил Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником стал сам император. Патриарх благословил новокрещённую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего древа Господня с надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».
Есть более прозаическая версия крещения Ольги — принятие христианства значительно облегчало ведение переговоров с византийцами, косо смотревшими на язычников, и княгиня переходом в новую веру укрепляла связи двух стран.
По некоторым сведениям, у Ольги были и более обширные планы — женить своего сына на одной из византийских принцесс. Однако план не удался, в том числе и потому, что Святослав Игоревич вырос убеждённым язычником и над новой верой матери откровенно насмехался.
Да и в целом на Руси продолжались религиозные эксперименты. Уже после крещения Ольги в Киев были приглашены епископы из Германии, попытавшиеся утвердить на Руси западноевропейскую версию христианства. Впрочем, в своём деле они не преуспели и вскоре отправились восвояси.
Одна из шести
Повзрослевший сын Святослав Игоревич оказался блестящим полководцем, но не слишком умелым политиком. Не вняв советам матери, креститься он не захотел, а государственному строительству предпочитал военные походы. Поэтому фактически управление государством оставалось в руках Ольги.
Княгиня не смогла повлиять на сына, зато повлияла на воспитание внуков. Один из них, Владимир, в 988 году заменит на Руси язычество христианством и войдёт в историю как Владимир Святой.
В 968 году княгиня Ольга, находившаяся уже в преклонном возрасте и страдавшая от недугов, вынуждена была возглавить оборону Киева от осадивших его печенегов. Святослав с войском были далеко, однако княгиня сумела не допустить врага в город до его возвращения.
Сняв осаду, Святослав намеревался снова уйти в поход, но услышал от матери: «Я больна, куда ты уезжаешь? Похоронишь меня, и уже потом отправляйся куда захочешь!». Эти слова тронули сердце воителя, и он остался в Киеве. Вскоре после этого, 11 июля 969 года, княгини Ольги, в крещении Елены, не стало.
В качестве святой Ольгу начали почитать уже в правление её внуков, хотя официальная канонизация произошла на несколько веков позднее.
В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только пять святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).
11 июля по юлианскому календарю (24 июля по современному стилю) церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги, покровительницы вдов и новообращённых христиан.