Примерное время чтения: 9 минут
1139

«Колбасу уже бесплатно не раздают». Эксперты об «антипиратском» законе

Сюжет Действие антипиратского закона в России

С 1 августа вступил в силу закон о борьбе с пиратством в Интернете: теперь сайты с нелегальным контентом блокируют по заявлению правообладателя до решения суда. Пока закон касается только фильмов, видеофайлов и сериалов.

Чужое, как своё

Согласно вступившему в силу закону, правообладатель теперь может обратиться с заявлением в Мосгорсуд, который принимает решение о блокировке сайта с пиратским содержимым и отправляет его в Роскомнадзор. Тот в течение суток уведомляет владельца сайта о том, что необходимо убрать чужую интеллектуальную собственность.

Если этого не происходит, то ресурс блокируется в ближайшие три дня. Попадают под антипираткий закон, в основном, многочисленные торренты, где россияне привыкли бесплатно скачивать фильмы и телесериалы. Но представители киноиндустрии и легальных ресурсов уверены, что новый закон несёт огромные преимущества не только для киноиндустрии, но и для зрителя.

Генеральный директор ресурса TvigleMedia Егор Яковлев заявил, что закон «никоим образом не направлен против пользователей Интернета. Он направлен против криминального бизнеса, который ворует чужую интеллектуальную собственность».

Продюсер, президент компании «Кино без границ» Сэм Клебанов также полагает, что новый закон принесёт пользователем только положительные результаты: «Сейчас потребителю приходиться ходить по разным торрентам, чтобы найти фильм в нужном качестве и с хорошим переводом. Индустрия сейчас может предложить ему более качественную замену, причём на законных основаниях. С гарантированно высоким качеством самого контента: звука, перевода, изображения».

«На пиратских сайтах пользователь платит деньги тем, кто не имеет на выложенный продукт авторских прав, — рассказывает Егор Яковлев. — Когда нелегальных сайтов много, тяжело развиваться легальному бизнесу. Нарушаются и права самих потребителей, платят они напрямую деньги или просто рекламу на пиратском сайте читают. Если пользователь перевёл деньги на такой сайт через смс или другим способом, а услуги не получил, то жаловаться ему некуда».

Качественно и бесплатно

Главное беспокойство пользователей — по поводу того, что теперь придётся платить за скаченные фильмы деньги, причём немалые, законодательно никак не обосновано. В законе не указано, что предоставляемый ресурсом контент должен быть платным или что сайты обязаны ограничивать к нему доступ людей.

«Закон уже работает. Многие сайты убрали незаконное видео, так как им это выгодно, — рассказывает Сэм Клебанов. — Крупные торренты понимают, что если они вычистят контент правообладателя, то у них останется большая библиотека из фильмов перешедших в «общественное достояние», классики, в том числе и западной, которую можно распространять».

Продюсер отметил, что есть много молодых режиссёров или авторов любительского кино, которые очень заинтересованы, чтобы их продукт выкладывали на торрентах. И большие торренты с постоянной аудиторией понимают, что у них останется возможность многое бесплатно предложить пользователю и без незаконного продукта, что для них выгоднее, чем ждать, пока Роскомнадзор по требованию правообладателя заблокирует их ресурс.

Как сообщил Яковлев, на сегодня в России есть несколько десятков сайтов и порталов, которые выкладывают контент легально. Причём большая часть из них предоставляет его пользователю на бесплатной основе, так как владельцы сайта зарабатывают деньги на рекламе.

Сэм Клебанов также уверен, что новый закон даёт возможность индустрии развиваться, что значительно повысит качество услуг для пользователей и приведёт на российский рынок дистрибьютеров и новые технологии, такие как Smart TV.

Например, есть приложения Google. Компания Samsung также разрабатывает своё приложение, которое будет доступно на всех смартфонах, планшетах и телефонах и Smart TV. Запускает новый портал и компания «Кино без границ».

«На бесплатных порталах меньше новинок, но всё бесплатно, — отметил Клебанов. — Сейчас инвесторы видят, что борьба с пиратством открывает большие перспективы для легальной онлайн-дистрибуции. А Smart TV и вовсе меняет привычку к просмотру, ведь оно позволяет смотреть фильмы напрямую в телевизоре, с которого через пульт есть выход в огромные сетевые библиотеки».

По словам продюсера, это очень сильно меняет восприятие пользователя в отношении торрентов: он получает возможность за минимальную оплату получить доступ к неограниченному высококачественному контенту, вместо того чтобы бесконечно искать нужный фильм (который обычно оказывается ужасного качества) по пиратским торрентам.

По мнению Клебанова, кинопродюсеры также понимают всю выгоду сотрудничества с онлайн-ресурсами на законной основе, и уже сейчас практически любой новый российский фильм можно увидеть в Сети спустя короткое время после выхода, а часто фильмы выходят онлайн и параллельно с прокатом или даже до премьеры в прокате.

Против пиратов, а не против потребителей

По оценкам экспертов, киноиндустрия терпит от пиратских сайтов неисчислимые убытки. «Большая часть заработка продюсера воруется такими вот «поборниками свободы». И следующий фильм продюсеру снимать уже не на что, — говорит Егор Яковлев. — Это в чистом виде криминал, и никакого отношения к правам и свободам выкладывание нелегального контента не имеет». Яковлев полагает, что «народное возмущение» в Интернете по поводу принятия закона о противодействии сетевому пиратству подогревается самими пиратами, которые создают видимость недовольства простых пользователей этим законом.

«Реальные люди нормально восприняли то, что результат чужого труда должен быть оплачен, — заметил Яковлев. — Никто же не протестует против того, что колбасу бесплатно в магазинах не раздают».

Сэм Клебанов также уверен, что от принятия закона выиграет, в первую очередь, и киноиндустрия, так как пиратское распространение лишает её очень многих возможностей по возврату денег на производство фильмов.

«Прибыль от проката в кинотеатрах не всем фильмам обеспечена, так как многие картины люди предпочитают смотреть дома, да и очень сильна конкуренция в прокате, и зачастую фильм идёт там всего две недели, за которые, разумеется, большие сборы не сделает, — рассказывает Клебанов. — Кроме того, в кинотеатры идут в основном на громкие блокбастеры. Остаётся только Интернет — и надо, чтобы фильм и тут шёл к зрителю законным путём, а не через пиратов».

По словам Егора Яковлева, в России пользователь поставлен в условия, когда он вынужден нарушать чужие права, сам о том и не подозревая.

«Чтобы эту ситуацию изменить к лучшему, понадобятся колоссальные усилия со стороны государства, — уверен Яковлев. — Чтобы Россия была страной с инновационной экономикой, надо соблюдать закон в отношении интеллектуальной собственности. Это же не только фильмы, фильмы — это просто вопиющий пример такого воровства». Как рассказал Яковлев, на Западе ситуация решается довольно жёстко, и интеллектуальная собственность строго защищается государством.

«А у нас в России чужой интеллектуальный труд можно украсть, продать и заработать на нём деньги, — отмечает Яковлев. — И не понести за это никакой ответственности».

По словам Клебанова, на Западе и кинопродюсеры, и владельцы сайтов заинтересованы в том, чтобы создать пользователю условия, при которых он, не нарушая закон, может любой фильм смотреть дома, причём в высоком качестве.

«Мы работаем с одной из крупнейших в мире платформ, легально распространяющих контент, — iTunes, и они очень много внимания уделяют именно качеству, — рассказывает Клебанов. — Это большая кропотливая работа, но зато потребитель уже знает, что на этом ресурсе качество ему гарантировано».

Клебанов отметил также, что в США главным потребителем интернет-трафика (25 процентов от общего объёма) является компания Netflix, услугами которой пользуется 36 миллионов семей.

«Пользователь платит примерно 8 долларов в месяц и получает доступ к гигантской библиотеке фильмов, — рассказывает Клебанов. — Новинок проката там нет, зато есть сериальные новинки и собственные сериалы этой компании, для создания которых она приглашает известных режиссёров и актёров. Они могут себе это позволить, так как выручка у них — около 300 миллионов долларов в месяц».

Главное же, чего опасаются и представители киноиндустрии, и пользователи — будет ли работать этот полезный закон на российской почве.

«Абсурд: мы, налогоплательщики, вынужденно финансируем российскую киноиндустрию, но в праве бесплатно посмотреть то, что мы сами создали, государство нам отказывает, — отметил режиссёр Павел Бардин. — В условиях реального рынка борьба с пиратством — благо. В нашей ситуации госмонополии и цензуры атака на торренты — война против кино, зрителей и свободы».

Оцените материал
Оставить комментарий (6)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах