Ряд информагентств сообщил в понедельник, 1 июля, о том, что Ирина Антонова теперь будет занимать почётную должность президента музея. Пост же директора переходит к арт-директору «Манежа» Марине Лошак.
Такой новости ничто не предвещало — только на прошлой неделе Ирина Антонова открывала выставку «Тициан (1488/90–1576). Из музеев Италии», и итальянский посол, который представлял картину «Флора» ещё до открытия выставки, подчёркивал, насколько музеи Италии благодарны Антоновой за её труд и за сотрудничество.
Но в понедельник Антонова покинула пост, который занимала более пятидесяти лет. За это время она организовала огромное количество масштабных международных выставок, среди которых самыми известными являются «Москва – Париж», «Москва – Берлин. Тоталитарное искусство», «Модильяни», «Пикассо», из последних — «Прерафаэлиты: Викторианский авангард».
Ирина Антонова пришла в музей в 1945 году — на работу и на учёбу в аспирантуру, причём в сфере её научных интересов было как раз итальянское искусство эпохи Возрождения.
Директором музея Ирина Александровна стала в 1961 году и приложила все силы к тому, чтобы изменить и обогатить не только экспозиции музея, но и его культурную деятельность в целом.
Например, в 1966 году фактически против воли министра культуры Екатерины Фурцевой в музее прошла выставка художника Александра Тышлера — советского экспрессиониста, который в то время находился с властью в достаточно «прохладных» отношениях.
Именно Антонова стала проводить в музее музыкальные мероприятия — музыкальные вечера и концерты, а в 1967 году организовала Випперовские чтения — в память о профессоре Борисе Виппере, который был научным руководителем музея.
Также по инициативе Антоновой был открыт Учебный художественный музей им. И. В. Цветаева, который располагается сегодня в здании Российского государственного гуманитарного университета, при ней появился и Зал истории музея, который наглядно демонстрирует гостям, как создаются музейные экспозиции, и Мемориальная квартира композитора Святослава Рихтера.
На выставки, организованные Антоновой, всегда стояли гигантские очереди — стоит вспомнить только прибытие знаменитой Джоконды из Лувра или выставку полотен Модильяни.
В последнее время Ирина Антонова активно высказывалась за воссоздание Государственного музея нового западного искусства, картины из которого находятся в различных музеях страны. Однако директор Эрмитажа Михаил Пиотровский подверг идею воссоздания музея резкой публичной критике, и между двумя музеями возник широко освещавшийся в прессе конфликт.
Продолжит ли Антонова бороться за воссоздание ГМНЗИ и почему она решила покинуть свой пост — об этом ни сама Ирина Александровна, ни пресс-служба музея комментариев пока не дают.
Примечательно, что назначение Марины Лошак на пост главы музея им. Пушкина прокомментировал Сергей Капков, который признался, что рад тому, что «московские кадры востребованы на федеральном уровне».