Знаменитое меццо-сопрано Большого театра Тамара Синявская всегда славилась в творческом мире огромным талантом, трудолюбием, невероятным обаянием, яркостью. Накануне юбилея легендарная оперная певица рассказала «АиФ» о своей жизни. Тамара Ильинична и сейчас красавица, педагог, обожаемый своими студентами в РАТИ. Но в её огромных карих глазах то и дело появляются слёзы во время разговора...
«Меня тут не будет»
Ольга Шаблинская, «АиФ»: - Тамара Ильинична, мне одна оперная певица призналась: каждый артист думает о себе: «Я - пуп земли». Но в вашей знаменитой семье было две звезды, два народных артиста СССР...
Досье | |
---|---|
Тамара Синявская родилась в 1943 г. в Москве. Оперная певица Большого театра (меццо-сопрано), лауреат международных конкурсов. Педагог, народная артистка СССР. Вдова народного артиста СССР Муслима Магомаева. Детей нет. |
Тамара Синявская: - Меня мама совсем иначе воспитала: ты - не центр вселенной. Я так всегда и жила. Никогда не боялась, что корона вдруг пошатнётся и упадёт. Да и как можно было считать себя пупом рядом с таким Артистом и Личностью, как Муслим?! Я всегда знала, кто мне послан! На мой взгляд, он недооценён. Не только певец, но и человек был уникальный. Деликатнейший, никогда и никого не порочил. По-моему, один из немногих, кто в своей книге никому чёрной кляксы на имя не поставил.
Муслим был человеком с огромным чувством собственного достоинства, не терпел панибратства. К нему никто не мог подойти и запросто похлопать по плечу. Или он одаривал наглеца таким взглядом, что у человека всё холодело внутри... Он был очень добрым, но любил держать дистанцию. Даже мы с ним долгое время были на «вы». Не договаривались специально, просто это было естественно для нас...
Я никогда не хотела руководить мужем. Надо быть просто дурой, чтобы считать себя главной в семье! Зачем?! Неужели плохо оставаться женщиной? Хотя, конечно, это тяжелее, чем быть феминисткой. Потому что женщина всегда должна окутать теплом мужчину, проявить заботу, а значит, и дополнительные усилия. А некоторые дамы ленивые. «Возьми трубку сам. Сам налей себе чаю».
Нет, такого никогда не было с моей стороны! К нам в дом часто приходили друзья, семейные пары, Муслим любил гостей. Несколько раз он услышал, как жена непочтительно, с раздражением что-то ответила своему мужу. Потом он мне сказал: «Если бы я только раз услышал такое, меня бы здесь назавтра не было». Всё, мне была дана установка! (Улыбается.) Нажимать на него точно было нельзя! Хотя он меня на грубость никогда и не провоцировал, вёл себя очень благородно. Был настоящим джентльменом... С самого нашего знакомства и до последних дней ухаживал просто по-царски, дарил охапки цветов. Считал это нормой.
О.Ш. «АиФ»: - Но я прочитала в интервью Магомаева: иногда у вас такие страсти кипели, что он даже уезжал в Баку - помолчать и успокоиться... Выходит, иногда коса находила на камень?
Т.С.: - Было бы странно, если бы не находила! Но у нас творческие были дебаты, творческие, а вовсе не на тему быта. Например, говорим о каком-то знакомом певце. «Ты представляешь, он вот эту ноту не смог прикрыть!» - «Да ты ничего не понимаешь, её, наоборот, надо было закрыть!» И на этой почве поднимались голоса вверх. Творчество - это была наша жизнь. Муслим пропитан был весь музыкой... Я тоже. Ну а отъезды в Баку... Конечно, у него же характер! Не забывайте, восточный человек! Огромная вспыльчивость, но и отходчивость тоже быстрая.
«Злые» голоса
О.Ш. «АиФ»: - Даже трудно задавать вам этот вопрос, Тамара Ильинична... Когда ушёл из жизни ваш муж, как возвращались к нормальной жизни?
Т.С.: - (Долгая пауза.) А кто вам сказал, что я в неё вернулась? Он снится мне каждую ночь. Встаю утром, и кажется, что сейчас попросит кофейку налить... (На глаза певицы наворачиваются слёзы.) Сегодня я ждала вас. Вчера была в институте, потом на радио. Я сейчас просто заполняю свою жизнь. Но я в неё не вернулась. Раньше у меня был дом, семья и любимая работа. Осталась только работа...
О.Ш. «АиФ»: - Долгое время вы были оперной дивой Большого, постоянно гастролировали в лучших театрах мира. А чем сегодня заполнены рабочие будни Тамары Синявской?
Т.С.: - Я являюсь заведующей вокальной кафедрой ГИТИСа, где преподаю классический вокал. Провожу очень много времени со своими студентами, которых у меня восемь человек. Иногда объясняю по 500 раз одну и ту же мысль. Нужно иметь колоссальное терпение. Только к концу четвёртого курса ученики начинают соображать: оказывается, вот так должны смыкаться связки, оказывается, животик должен дышать активно. Поэтому я очень страдаю от того, что по нынешнему закону у наших студентов украли целый год.
О.Ш. «АиФ»: - Тенор Хосе Каррерас рассказал «АиФ»: чем чище и добрее у оперного певца душа, тем красивее и серебристее у него тембр. Человек злой не может обладать хорошим голосом...
Т.С.: - Я бы по-другому сформулировала эту мысль: голос может быть хорошим, но вот его посыл... В обертонах, в тембре можно узнать интеллект человека, его сердечность, душевность. Да, всё слышно. Главное - обаяние в тембре! (Прикладывает руки к груди.) Вот здесь располагается сердечко, из него и надо петь... А если человек злой, нехороший, знаете, как у него жёстко будет звучать голос?
Невестка всего Азербайджана
О.Ш. «АиФ»: - Сейчас очень много хороших исполнителей, и балетных, и оперных. Но нет таких громад, таких легенд, какие были в ваше время: Галина Вишневская, Галина Уланова, Ирина Архипова, Майя Плисецкая, Елена Образцова, Владимир Васильев, Тамара Синявская, Екатерина Максимова... Почему так уменьшились масштабы творческих личностей?
Т.С.: - Легенда идёт за человеком. Значит, артисту для того, чтобы ею стать, нужно поработать! А публика, если по-настоящему полюбит, уже легенду досочинит. На самом деле поколение у нас было мощнейшее. В опере - вообще целый пласт золотой... Возможно ли такое сегодня, спрашиваете? Как педагог отвечу - да. Но певцов надо взращивать. А сегодня все хотят быстрых результатов, быстрых денег. Так не бывает в настоящем творчестве. Поэтому я всегда была за преемственность поколений, за передачу опыта. Меня пестовали люди, которые были на 20 лет старше меня.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/000/122/8a88c5d53b828d669d17e13be2f489eb.jpg)
Ирина Константиновна Архипова, Зураб Иванович Анджапаридзе, Галина Павловна Вишневская, Александр Павлович Огнивцев относились сначала ко мне как к ребёнку, а потом как к партнёрше. Галина Павловна всегда желала, чтобы я с ней пела в дуэтах: Татьяну и Ольгу в «Евгении Онегине», Лизу и Полину в «Пиковой даме», Соню и Наташу в «Войне и мире» - там, где голоса красиво сливаются. Это много для меня значит... Я видела, как великие артисты живут, чем они дышат. А дышали они только Большим театром, вся их жизнь проходила там... А всё остальное - как за стеклом.
Театральная жизнь являлась для нас основой, и всё, что происходило помимо творчества, было чем-то эфемерным. Тогда не работали в театре, а жили им. Наверное, это и есть ответ на ваш вопрос. Я в Большом прожила 40 лет...
О.Ш. «АиФ»: - Тамара Ильинична, ваша жизнь с Муслимом Магомаевым проходила между Москвой и Баку. А как сейчас вас принимают на родине знаменитого певца в Азербайджане?
Т.С.: - Я там по-прежнему для всех гялин - меня так называют с лёгкой руки Гейдара Алиевича, который сказал на нашей с Муслимом свадьбе: «Ты, Тамара, наша гялин, невестка всего Азербайджана». Потому что Магомаев - сын всего Азербайджана... Они меня так и позиционируют по сей день. Здесь, в Москве, стоит памятник Муслиму - дань любви москвичей к нему. Его на свои деньги с одобрения московского правительства поставил наш большой-большой друг Араз Агаларов. А в Баку на Аллее почётного захоронения он покоится. Муслиму поставлен очень красивый памятник благодаря президенту Азербайджана Ильгаму Алиеву и его супруге Мехрибан-ханум. Я бываю в Баку раз в полтора месяца. Физически, конечно, это трудновато. Я, как видите, уже не девушка. Но как я к нему не полечу?..
Смотрите также: Тамара Синявская рассказала АиФ о своем муже и чем сегодня занята ее жизнь →