10 декабря — день рождения Зинаиды Серебряковой, одной из первых женщин, вошедших в историю русской и мировой живописи.
На ее век выпало несколько революций и войн, ранняя потеря отца, а потом — и мужа, вынужденная эмиграция, разлука с детьми… Однако, даже написав одну-единственную работу «За туалетом», сразу же после выставки купленную Третьяковкой, она вправе была считать, что жизнь прожита не зря. Хотя нет… Это мы сегодня можем так думать. Серебрякова предъявляла к себе другие требования.
«За туалетом» (1909)
Тот автопортрет, к слову, родился случайно. Однажды зимним утром 25-летняя Зина проснулась, подошла к зеркалу, чтобы привести в порядок длинные густые волосы, да так и застыла с расческой в руке…
«Мой муж Борис Анатольевич был в командировке для исследования северной области Сибири, в тайге, — вспоминала потом Серебрякова. — Я решила дождаться его возвращения, чтобы вместе вернуться в Петербург. Зима этого года наступила ранняя, все было занесено снегом — наш сад, поля вокруг — всюду сугробы, выйти нельзя, но в доме на хуторе тепло и уютно. Я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь „на туалете“».
Свет раннего утра, открытый взгляд и счастье в глазах… Тогда, в 1909 году, ей казалось, что радость жизни будет бесконечной. У нее лучшая в мире работа — живопись. В кроватках посапывают сладкие «курносики» Женька и Шурка. Она любит и любима. И, может, это даже важнее всех творческих успехов…
Зина Лансере и Боря Серебряков жили на противоположных берегах реки Муромки: она — в фамильном имении Нескучное, он — на принадлежащем семье хуторе. Росли вместе. Дружили с детства. Рано поняли, что влюблены. Пытались скрывать чувства от родственников, но все, конечно, догадывались. И были не против их отношений.
Проблема возникла, когда дело дошло до свадьбы. В роду Лансере-Бенуа придерживались католической веры, Серебряковы были православными. Обе ветви христианской религии запрещали браки между близкими родственниками. А Зина и Боря были… двоюродными.
Жених бросился искать священника, который согласился бы обвенчать его с любимой. Но во всех храмах получал категоричный отказ. В отчаянии молодые даже думали перейти в лютеранство. Пока наконец один батюшка не взял грех на душу за… 300 целковых.
9 сентября 1905 года Борис и Зинаида обвенчались в храме имения Нескучное. И она взяла фамилию мужа. Чтобы сделать ее известной всему миру. Борис учился в Институте путей сообщения, мечтал строить железные дороги. И был далек от искусства, которым Зина была напитана с пеленок. «Все дети у них рождаются с карандашом в руке», — говорили о семье Лансере-Бенуа, состоявшей из художников, скульпторов, архитекторов.
«За завтраком» (1914)
Профессии, увлечения, характеры — кажется, у них не было ничего общего. Но вот притянулись друг к другу, как разные заряды. Строили планы на будущее. Мечтали. И были счастливы 13,5 лет. Успев родить двух сыновей и двух дочек.
Зинаида много работала и занималась детьми. Борис часто разъезжал по стране. В августе 1914 года, когда началась война, он был назначен начальником изыскательской партии на строительстве железной дороги Иркутск — Бодайбо, потом принимал участие в прокладывании ветки Уфа — Оренбург. Но, когда супруги оказывались вместе, ничего лучше тихого вечера в кругу семьи для них не существовало. Серебрякова и писать-то предпочитала имение: зеленые холмы, крестьянские дома, деревенских баб. И, конечно, родных малышей. Например, «За завтраком».
В Нескучном никогда не было скучно. В Петербург семья перебиралась только на зимовку.
Привычные планы нарушили Октябрьская революция и начавшаяся вслед за ней Гражданская война. Однажды крестьяне сообщили Зине, что, как все помещичьи усадьбы, имение Лансере ждет разгром… Борис был в командировке в Сибири. А дома — мать, дети. Недолго думая, Серебрякова спешно собрала все что могла и увезла семью в Харьков. Оказавшись там практически без денег. Чтобы выжить, устроилась в Археологический музей рисовать экспонаты. А дома по-прежнему писала то, к чему лежала душа. Углем и карандашом. На масло средств не было. Вдобавок ко всему Зина не знала, где муж и что с ним. Несколько месяцев разыскивала его по стране. «Ни строчки от Бори, это так страшно, что я совсем с ума схожу», — писала она брату.
«Карточный домик» (1919)
Чудом добравшись до Москвы в начале 1919 года, Зина наконец встретилась с мужем. Уговорила его съездить в Харьков к детям. Но на обратном пути Борису стало плохо, он решил вернуться домой и в военном эшелоне подхватил сыпной тиф...
«Это было ужасно, агония продолжалась пять минут, — писала мать Зины кому-то из сыновей. — Плач, рыдание детей, мальчики были неутешны (Катюша не понимала). Зинок мало плакала, но не отходила от Боречки…»
Борис умер на руках у жены. Ему было 38 или 39 лет. В таком же возрасте когда-то ушел в другой мир отец Зинаиды, она тогда была совсем крошкой. Теперь ей предстояло повторить путь матери — Екатерины Лансере, оставшейся вдовой с шестью детьми. У Зинаиды было четверо по лавкам. А возраст матери приближался к 70…
В тот год Серебрякова написала свою самую трагичную работу: «Карточный домик». В 1920 году она перевезла семью в Петроград, в отцовский дом, который власти успели превратить в коммуналку. Теперь у нее не было ни любви, ни радости. Смириться с уходом любимого Зина не смогла до конца дней. Написала еще несколько портретов по памяти. И даже подумать не могла о том, чтобы заменить мужа другим.
Она много работала, за копейки распродавала старые полотна. Но жила семья все равно «каким-то чудом», радуясь котлетам из картофельных очисток. В Нескучное дорога была заказана: усадьбу разгромили, дом с книгами и картинами сгорел…
В 1924 году на выставке советских художников в США у Серебряковой купили несколько картин. 24 августа она уехала в Париж в надежде найти работу. И действительно получила заказ на большое панно. Но потом удача оставила ее. Зинаида опять работала за гроши, иногда бесплатно. Жила замкнуто, очень скучала по детям, оставшимся с ее матерью в СССР. Письма ее полны щемящего чувства безысходности.
«Для меня всегда казалось, — писала она подруге, — что быть любимой и быть влюблённой — это счастье… Так грустно сознавать, что жизнь уже позади... и ничего больше, кроме одиночества, старости и тоски впереди нет, а в душе ещё столько нежности, чувства».
«Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью… Нет теперь ничего священного на свете, все загублено, развенчано, попрано в грязь».
Отзывы в прессе были восторженными, Серебрякову называли одной из лучших русских художниц эпохи. Однако в моде было другое искусство. Зинаида все больше чувствовала себя ненужной на чужбине. Но и вернуться домой не получалось.
Со временем родственникам удалось переправить в Париж Шуру, позже — Катю. Сын готовил декорации и рисовал интерьерные эскизы, оформлял выставки и иллюстрировал книги. Дочь взяла на себя домашнее хозяйство. Однако Серебрякова не оставляла мысли о возвращении.
«Ничего из моей жизни здесь не вышло, и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы».
«Сломалась жизнь в самом расцвете».
В 1933 году в Ленинграде умерла мать художницы Екатерина Лансере. Сердце Зинаиды разрывалось от мыслей о том, как там Женя и Таня. Но опять возникли проблемы с документами. А потом началась война…
Так отъезд на несколько месяцев ради работы обернулся вынужденной эмиграцией, продлившейся 43 года. Серебрякова часто пребывала в подавленном состоянии. Нутром ощущая, что жизнь развалилась. Как карточный домик.
«Вся жизнь моя прошла в ожидании, в… щемящей мое сердце досаде и в упреке себе, что я рассталась с вами…» — писала она Тане.
«Может... вернуться? Но кому я там буду нужна?.. И где там жить? Всюду буду лишняя…»
С Татьяной художница увиделась в Париже в 1960 году, спустя 36 лет после расставания. А в 1965 году в Москве прошла персональная выставка сотни работ Серебряковой, созданных в эмиграции. Успех был грандиозный. Из столицы картины увезли в Киев, затем — в Ленинград. Но насладиться настоящей славой и признанием художнице уже было не суждено.
В 1967 году 82-летняя Зинаида Серебрякова покинула этот мир.
Принцесса русского модерна. Лучшие картины Зинаиды Серебряковой
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.