3 октября 1949 года родился советский и российский режиссер Александр Рогожкин – создатель «Особенностей национальной охоты» и других хороших фильмов.
В самом начале
«Дело в том, что я не Рогожкин… Моя настоящая фамилия — Филиппов. Когда моего деда в 1927 году арестовало НКВД, бабушка от страха чуть не в этот же год вышла замуж за красного командира Рогожкина, чтобы не разделить судьбу своего мужа. Так появились Рогожкины», — рассказывал режиссер в интервью АиФ.
Начинал он, как многие советские режиссеры до него, с не очень выразительных фильмов. В 1985-м выпустил военную мелодраму о сотрудниках дивизионной газеты «Ради нескольких строчек», снял сатирическую новеллу «Золотая пуговица» для сборного альманаха «Исключения без правил».
Патологическая жестокость
Впрочем, начальный период творчества надолго не затянулся. Уже в 1988-м вышла «Мисс миллионерша» — жесткий рассказ про калечащий жизни бюрократизм, главную роль в котором сыграл Николай Караченцов. Ну а «Караул», основанный на реальном случае (солдат-конвоир расстрелял своих сослуживцев во время перевозки зеков), вообще стал одним из символов перестроечного кино.
В принципе, тогдашнего Рогожкина не просто так считали режиссером, склонным к показу на экране «патологической жестокости». Он снял «Третью планету» — про путешествие отца со смертельно больной дочерью в центр Зоны (очевидная аллюзия на Чернобыльскую катастрофу и городские легенды о том, что творится в зоне отчуждения). В 1992-м вышел «Чекист» — экранизация написанной в 1923 году повести Владимира Зазубрина «Щепка», в которой много смертей, а главный герой — очерствевший душой человек. Любопытно, что сам режиссер с тезисом о своей жестокости согласен не был.
«Все, кто со мной общается, знают, что я весёлый, комфортный человек, с которым приятно проводить время. Пристрастия к «чернухе» за мной никто не замечал, к тому же я всегда был крайним противником жестокости», — рассказывал он.
Мимо первого «Оскара»
В середине 90-х Рогожкин наконец снял «тот самый фильм» и в одночасье стал одним из ведущих отечественных режиссеров. «Особенности национальной охоты» получил Гран-при на «Кинотавре», был тепло принят зрителями, которые охотно цитировали героев картины, а Первый канал (тогда — ОРТ) выделил деньги на два продолжения; Рогожкин их, кстати, снял, но без особого восторга. Но франшиза про «национальные особенности» зажила своей жизнью, в которой участие создателя и не подразумевалось. Потом Рогожкин очень удачно экранизировал книги Андрея Кивинова в виде сериала «Улицы разбитых фонарей», заслужив признание и у телезрителей. А после «Улиц…» вернулся к теме жестокости.
«Блокпост» получился рассказом о том, что происходило на Кавказе в то время (фильм снят в 1998-м), о войне, на которой случайности часто значат больше закономерностей. Героев картины из-за гибели ребенка в одном из аулов отправляют на отдаленный блокпост, на котором они ждут результатов разбирательств — вернее, приговора; одну из главных ролей — командира этой группы — сыграл Андрей Краско. Фильм получил Главный приз «Золотая роза» фестиваля «Кинотавр» и был одним из основных претендентов на то, чтобы представлять Россию на «Оскаре» в иностранной номинации.
Но не сложилось. Фильм Рогожкина оказался не основным, а лишь одним из основных. Российская оскаровская комиссия фактически выбирала из двух картин — «Блокпоста» и «Молоха» Александра Сокурова. Голоса членов комитета разделились поровну; окончательный выбор сделал председатель Элем Климов — заслуженный кинематографист отдал предпочтение такому же заслуженному кинематографисту. Предполагать можно что угодно; в Америке «Блокпост» мог «выстрелить», а мог и провалиться — это зависит от мнения членов Американской киноакадемии. Но точно известно, что «Молох» так и остался в длинном списке номинантов иностранного «Оскара».
Мимо второго «Оскара»
«Кукушка» была еще более очевидным претендентом на «Оскар», чем «Блокпост», снятый о тех же событиях, что и фильм Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник», который в 1996-м попал в число пяти оскаровских финалистов, и было неизвестно, как на «Оскаре» отнеслись бы к повторению темы.
«Кукушка» же была своеобразна. Это история советского капитана и финского солдата, которые в 1944 году оказались в доме женщины-саамки; все они говорят на разных языках, толком не могут рассказать друг другу о себе и считают себя врагами. Рогожкин снял в картине Вилле Хаапасало и Виктора Бычкова; эти актеры вместе работали в «Особенностях…» и хорошо запомнились зрителям.
«Кукушка» получила сразу пять призов на XXIV ММКФ, в том числе два «Серебряных Святых Георгия» (за режиссуру и за лучшую мужскую роль — Вилле Хаапасало); она была представлена и на других российских и международных кинофестивалях, получила множество наград. Казалось, Российский оскаровский комитет даже сомневаться не должен был. Но всё сложилось иначе.
До сих пор непонятно, что именно происходило в том году с отбором российского делегата на «Оскар». В какой-то момент просто было объявлено, что на «Оскар» отправляется картина Андрея Кончаловского «Дом дураков»; до этого состав комитета серьезно обновился, а «Дому дураков» обеспечили необходимые семь дней коммерческого проката. Но формально придраться было не к чему: лента Кончаловского рассказывала о судьбе психиатрического интерната в Ингушетии в разгар чеченской войны, она была представлена в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля и получила там спецприз жюри — «Серебряного льва».
Фактически Рогожкину оба раза не повезло — сначала он снял фильм о войне на Северном Кавказе, а потом снял фильм не о войне на Северном Кавказе. Сложно сказать, что было бы дальше, если бы «Блокпост» или «Кукушка» попали бы в короткий список «Оскара» или вообще получили бы заветную премию.
Рогожкин, конечно, снимал и дальше; например, в 2008-м вышла его пророческая картина о Чемпионате мира по футболу, который проходит в России — тогда ФИФА еще не выбрало место проведения ЧМ-2018. После трагедии в личной жизни режиссер замкнулся и почти перестал снимать; он редко не встречается с журналистами и не дает интервью. И, несмотря на обширную фильмографию, лучше всего его помнят всё-таки по «Особенностям национальной охоты».