8986

Прекрасный воробушек. В чём секрет успеха Земфиры?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. Наши победы 24/08/2016

«Привет, ромашки»

В апреле этого года она собрала два «Олимпийских» (около 60 тыс. человек), что по нынешним временам является рекордом. А ворвалась певица на российскую поп-сцену накануне миллениума, в 1999 году, своим появлением как будто проводив старый и открыв новый век. В её дебютном альбоме «Земфира», записанном с помощью музыкантов «Мумий Тролля» и спродюсированном Ильёй Лагутенко, было что-то, с одной стороны, абсолютно новое, свежее, энергичное и дерзкое («Но у тебя СПИД, и значит, мы умрём...»), с другой стороны — близкое, всем понятное, узнаваемое и родное («Привет, ромашки»). Но главное — абсолютно авторское, ни на что не похожее. И невероятно талантливое. Талант был такой мощи, особенно на фоне одинаковой пластмассовой попсы, что все и сразу признали: Земфира — явление. Она стала желанным гостем даже там, куда до неё не ступала нога ни одного поп-артиста, например, оказалась гостем новостной программы Первого канала (тогда ещё ОРТ) с Сергеем Доренко, который анонсировал выход её альбома и начало гастрольного тура.

К её восхождению на олимп причастны многие. Но Земфира сама признавалась, что первую свою песню на радио поставила сама, будучи диджеем на радиостанции «Европа Плюс. Уфа». Но настоящий успех пришёл к ней после первого альбома, который помогал продвигать в массы (на тот момент) официальный продюсер группы «Мумий Тролль» Леонид Бурлаков. Я попросил его сказать что-то про Земфиру, но не про прежнюю, а сегодняшнюю. «Люди не меняются, — написал он. — Они прячут себя за успехи, благополучие и новых друзей. Так же и с песнями. Они всегда настоящие, только в самом начале без “брони”, без тех стен, что выстраиваем мы сами, вознося на пьедестал творческую личность. Земфира не меняется. Она остаётся тем прекрасным воробушком, которого я встретил в августе 1998 года на Пушкинской площади. Чтобы снова испытать острое и яркое ощущение дебютного альбома в любой её новой песне, постарайтесь просто не строить вокруг неё своих баррикад». Так Леонид ответил тем критикам, которые утверждают, что с каждым новым альбомом Земфиры начинаешь больше любить предыдущий.

Она настолько одержима профессией, что сама называет себя «сектантом» и «деспотом». Всё время экспериментирует, не боясь, что эти эксперименты со звуком и стилями могут лишить её завоёванной популярности и части поклонников.

«На протяжении всей карьеры, — сказал “АиФ” музыкальный критик Артемий Троицкий, — она меняется в довольно большой амплитуде. Если её первый альбом — это поп-пластинка, во многом навеянная творчеством Жанны Агузаровой, то в дальнейшем Земфира стала больше экспериментировать в области альтернативного рока, электронной музыки и даже таких камерных песенных жанров, как романс. Немногие эстрадные артисты позволяют себе такие эксперименты. Как правило, они всё-таки держатся в строго заданных рамках. К тому же она очень хорошая поэтесса. Ни один специалист, даже по тем или иным причинам настроенный весьма критично, не откажет Земфире в большом таланте». Даже суровый Доренко признал, что Земфира стала «выразителем чувств целого поколения». Есть что-то цветаевское в её самых проникновенных и лирических любовных посвящениях: «Джинсы воды набрали и прилипли. Мне кажется, мы крепко влипли. Мне кажется, потухло солнце. Прости меня, моя любовь».

Независимая

А ещё она независимая — нигде не состоит, не входит ни в какие объединения, группы, не замечена ни в чьём окружении, хотя молва приписывала ей особые тёплые отношения с миллиардером Романом Абрамовичем, который однажды запросто приехал в московский клуб на презентацию её альбома. Она не связана никакими контрактами и обязательствами. Потому что наелась всем этим на заре своей карьеры и сегодня работает с английскими музыкантами, потому что они отвечают всем требованиям её деспотичного (в работе) характера. А ещё в какой-то момент она поняла, что перекормила собой публику и эфир. Поэтому и скрылась от всех, перестав появляться в общественных местах и давать интервью. «Все наши артисты, — сказал Троицкий, — работают по принципу — выступать по максимуму, пока дают деньги. Поэтому они всё время находятся на пределе своих возможностей. Земфиры же всегда не хватает. Добившись этого, она во многом продлевает свой успех».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество