Примерное время чтения: 6 минут
2059

Павел Санаев: «Сняли ниже «Плинтуса»!»Автор бестселлера 2000-х - о фильмах,

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 2. За гранью. Целитель из Хакасии ест... Камни! 13/01/2010

Фильм «Похороните меня за плинтусом» не имеет ничего общего с реальными событиями!» - утверждает режиссёр, сценарист и писатель Павел Санаев

Вот уже несколько лет автобиографическая повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» бьёт рекорды по числу продаж, выдержав уже более 15 переизданий, и количеству восторженных рецензий. Дебютному произведению Санаева, написанному им в 26 лет, маститые критики пророчат место в истории русской литературы, называя его чуть ли не шедевром. В конце прошлого года на экраны вышла экранизация повести, главные роли в которой - деда (в оригинале - актёр Всеволод Санаев) и бабку (его супруга) - сыграли А. Петренко и С. Крючкова.

Сам же Санаев, несмотря на все хвалебные эпитеты в его адрес, писателем себя не считает. Для него более важным является кино. В начале февраля в широкий прокат выходит вторая часть фильма Санаева «На игре».

1,5 года жизни

«АиФ»: - Павел, первая часть фильма «На игре» вышла в конце ноября, вторую же вы выпускаете только в середине февраля. И при этом сами говорите, что ход этот  крайне рискованный. Тогда зачем вообще было «рубить» фильм пополам?

П.С.: - Рассказать всю историю в одном фильме нереально - даже если вырезать всё, что можно, продолжительность ленты всё равно составила бы почти 3 часа. И если трёхчасового «Властелина Колец» прокатчики готовы принять, то молодёжный боевик такого хронометража в прокате невозможен. Поэтому было принято столь спорное решение о разделении картины на две части, что явно не идёт на пользу художественному восприятию фильма.

«АиФ»: - Вас наверняка уже неоднократно спрашивали, почему вы сами не стали экранизировать свою повесть «Похороните меня за плинтусом». И всё же - почему?

П.С.: - Когда  писал сценарий «Плинтуса», у меня было желание снимать его. Но с момента написания сценария до запуска картины прошло два года. Я за это время снял «Нулевой километр» и окончательно уяснил для себя, что создание фильма - это полтора года жизни. После чего понял: не хочу тратить даже год на то, чтобы заново рассказать историю, которую уже один раз рассказал  на бумаге. Нет куража, драйва, желания! Пришлось всячески уговаривать студию отпустить меня. Меня отпустили, но при этом я лишился права как-то влиять на картину, на режиссёра. В итоге Сергей Снежкин написал на основе моей книги собственный сценарий и снял его так, как считал нужным.

«АиФ»: - Ну а фильм-то вам понравился?

П.С.: - У меня от него осталось неприятное ощущение. Я не отношусь к авторам, которые всегда недовольны тем, как поставили их книгу. Но нельзя же так сильно менять не просто акценты - сам дух повести. Ведь бабушка в книге - и клоунесса, и тиран, и хохотушка, и деспот, и домашняя актриса. А в фильме Снежкина всё подано очень однобоко. Он убрал весь позитив, и в итоге получилась сплошная чернуха. И особенно меня возмущает то, что теперь, смотря эту чернуху, люди считают, что именно такова и была реальная жизнь Санаевых. Говорят, вот видите - это Ролан Быков помочился Всеволоду Санаеву на машину! Да ничего в сценарии реального нет! Если даже книга отличалась от действительности на сто шагов, то фильм отошёл от книги ещё на тысячу. И обсуждать эту картину как биографическую - просто хамство! Пусть она существует. Только параллелей проводить не надо.

Литература - это не профессия

«АиФ»: - «Плинтус» вы написали в 1995 году, а отдельной книгой он вышел только в 2003-м. Почему должно было пройти столько времени?

П.С.: - На самом деле повесть опубликовали в журнале «Октябрь» спустя год после написания. Издательства же в то время не очень интересовались подобной литературой. Недавно я как раз обсуждал ситуацию тех лет с одним крупным издателем, и он высказал интересную теорию о том, что в 90-е существовал очень специфический потребитель книг. Читающая интеллигенция была занята борьбой за выживание. Книжки же читали в основном охранники, сидевшие у обменных пунктов, водители, ожидавшие своих боссов-нуворишей, да братва, начавшая мимикрировать под бизнес-класс. Соответственно спросом пользовались произведения из серии «Месть Палёного», «Убийство Бешеного» и т. д. Книга про маленького мальчика и его бабушку просто не нашла бы тогда своего читателя. 

«АиФ»: - Принято считать, что зарабатывать на книгах могут только авторы женских детективчиков. Ваша повесть признана и критиками, и читателями. А помимо славы, доход-то она приносит?

П.С.: - Пока приносит. Благо издательство ведёт себя по отношению ко мне честно и достойно. Но вообще первые дивиденды я начал получать лишь пару лет назад. Это не огромные деньги, но достаточные, чтобы иметь возможность погрузиться в работу над новой книгой и ни на что не отвлекаться.

«АиФ»: - Выход вашей второй книги - «Хроники Раздолбая» - уже стоит в издательских планах. Не боитесь, что после столь громкого дебюта со вторым произведением не оправдаете ожиданий читателя?

П.С.: - Если бы у меня не было опасений на этот счёт, я был бы самонадеянным дураком. Но это не значит, что мне не надо писать вообще. Меня иногда спрашивают: почему между первой и второй книгами столь большой перерыв? Да просто потому, что выдавать раз в два - три года по повести уровня «Плинтуса» невозможно! Дай бог, я напишу ещё одну книгу такого качества. Моё занятие литературой - это не профессия. Я пишу только тогда, когда понимаю: есть история, которую невозможно не рассказать. Сейчас такая история есть, и я сделаю всё, чтобы она получилась интересной.

 

Досье

 

Павел Санаев родился в 1969 г. в Москве. Мать - актриса Елена Санаева, отчим - режиссёр Ролан Быков. В 1992 г.  окончил ВГИК. В середине 90-х приобрёл известность в качестве переводчика пиратской видео-продукции. Снимался в фильмах «Чучело», «Три светильника», «Зонтик для новобрачных» и др. Как режиссёр снял картины «Каунасский блюз», «Последний уик-энд», «Нулевой километр» и «На игре».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (19)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах