Малышев Владимир Сергеевич (родился 11 ноября 1949 года) — ректор Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК), является президентом Ассоциации учебных заведений искусства и культуры.
Член Международной федерации киноархивов (ФИАФ) и Европейской ассоциации киноархивов. Кандидат экономических наук, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный работник культуры РФ, академик Российской академии образования. Доверенное лицо Президента РФ Владимира Путина.
Санкции подтолкнут светлые головы
Виталий Колбасин, АиФ.ru: Владимир Сергеевич, сейчас принято спрашивать о последствиях санкций Евросоюза и США к России. А кинематограф и кинопрокат пострадали от них?
Владимир Малышев: Российский кинопрокат не сильно завязан на заграницу, потому что рассчитывает на российского, местного кинозрителя. Только единичные ленты продаются за рубеж, это те, которые побеждают на мировых конкурсах. Иногда для съёмки кассового фильма приглашают иностранного специалиста по спецэффектам, но ведь нашим европейским коллегам никто не запрещает приезжать в Россию.
Государство кинопроизводство сегодня поддерживает, поэтому я вижу, что в 2015 году в отрасли сохранится стабильная ситуация, бюджет свёрстан, утверждён, он отстаёт от 2014 года всего на несколько процентов.
Санкции могут отразиться на том, что у нас не восстановлен выпуск современной кинотехники, последние десять лет в основном покупали зарубежную, с этим могут возникнуть проблемы. Хотя производители кинотехники есть не только в странах, объявивших санкции России. По моим знакомым я не ощущаю, что у нас прерывались какие-то связи.
Перед всеми нами поставлена задача импортозамещения в технике и технологиях. Такое произойдёт не за один год, но не будем забывать, что трёхмерная графика — 3D, стереокино — это всё изобретения наших институтов, вот только внедряли новинки медленно. Светлых голов хватает, и санкции как раз их подтолкнут, чтобы наладить производство отечественного кинооборудования.
Но есть и действительно неприятные моменты. Один из таких — запрет показов некоторых фильмов на Украине, что отобразится на кошельке российских кинопрокатчиков и владельцев фильмов. Это, конечно, нанесёт ущерб и убыток, так как Украина является вторым после России государством по сборам, которые получают российские фильмы.
Какие российские фильмы запретили на Украине и почему? Подробнее >>
— Экономический кризис в стране может привести к тому, что упадёт количество посетителей кинотеатров и вообще народ охладеет к киноискусству?
— В 1990-е годы совсем нищие были. Подзабыли, что в это время и без всяких санкций пустые прилавки магазинов были. Но кинематограф выжил. В начале 2000-х годов я работал заместителем министра культуры по экономике РФ и скажу, что регионам федеральная казна помогала чисто символически. Но что меня тогда удивило — в ту пору прибавилось количество театров и музеев и, соответственно, количество зрителей в кинотеатрах.
Не зря ведь приводят в пример развитие кинематографа Америки, когда в начале 1930-х страну поразила депрессия, и людей во многом спасло кино. Стали производить светлые, красочные фильмы о любви, и такие душевные картины помогли людям пережить тяжёлые времена.
Думаю, сейчас количество фильмов не убавится. Потому что есть разные примеры производства фильма. Есть, которые стоят миллионы долларов, но их единицы, а есть фильмы, которые снимают на гаджеты, фотоаппараты. И при умелом подходе получаются интересные картины. Есть примеры, когда такие работы на центральных российских кинофестивалях получают призы.
Я уверен, что творчество и производство не замкнётся, не будет сворачиваться.
Якуты не берут в прокат американские боевики
— Как сегодня чувствуют себя в кинопрокате голливудские блокбастеры?
— В регионах возрастает потребность в национальном и отечественном кино. В Чеченской Республике создан «Чеченфильм», начаты съёмки большого сериала, который хотят купить исламские государства. В Якутии, например, уже около восьми лет снимают до 15 своих фильмов в год, и американские картины с ними не могут конкурировать. Владельцы кинозалов не берут их в прокат, потому что якуты хотят видеть своих героев, а не американских. Якуты снимают фильмы про свою жизнь, культуру, быт, им интересны свои герои. Дошло до того, что прокатные компании предлагают иностранные фильмы по большим скидкам, но их не берут.
Есть санкции или нет — всё зависит, прежде всего, от качества фильма. Наметилась тенденция. Два года назад доля зрителей, смотревших российское кино, составляла в пределах десяти процентов, в основном смотрели американское кино, боевики. Теперь статистика говорит о том, что до 18% всех зрителей предпочитают отечественные картины. Объяснение одно — появились российские фильмы, созданные на хорошем уровне, что привлекло к ним молодого зрителя.
Параллельно яркой картинке есть и авторское кино, оно сохраняется, ведь это и мировой престиж. Искусство должно развиваться в разных направлениях.
— Переезд из Франции в Россию актёра Жерара Депардье как-то изменил палитру отечественной киноиндустрии?
— Ничего не изменилось, кроме личной жизни самого актёра. Несколько раз встречались с ним, вполне добродушный человек. Ему в России оказывается большое внимание, сам он участвовал в съёмках нашего фильма. Приезд одного актёра ничего в кинематографе не меняет. Я думаю, скорее всего, французское правительство налог «на богатых» отменит, и все возвратятся на родину.
В Саранске в 2015 году откроется киноцентр имени Жерара Депардье. Подробнее >>
Режиссёр может загулять…
— Что ждёт российский кинематограф в 2015 году?
— В 2015 году в российском кинематографе выйдет около 15 новых конкурентоспособных фильмов, снятых на самом высоком уровне. Но «засада» в том, что производство фильма — это сложное и зачастую непредсказуемое действо. От замысла до воплощения — долгая и сложная дорога. Бывает, читаешь сценарий и представляешь, что получится очень интересный фильм. Продюсер выбирает режиссёра — талантливого, выбирает актёров — «звёздных». Но в процессе работы возникают необратимые моменты. Может, например, заболеть режиссёр или загулять… А каждый день съёмок для продюсера — это большая трата денег, а значит, простой, потеря.
Значит, тогда начинается «быстрей, быстрей слепить». Лишь бы, как бы, потому что надо — договор подписан. Тебе выделили средства, и теперь нужно любым путём киноединицу сдать. В конечном итоге смотришь и понимаешь: «Господи, какая же бредятина!».
Кино — один из самых непредсказуемых видов искусств по успешности. С кинематографом происходят необычные штуки, удивительные совершенно. Вспомнить хотя бы феномен шведского режиссёра Ингмара Бергмана (1918–2007). После перестройки в 1990-х годах его картины, пролежавшие и пылившиеся на полках 50 лет, вдруг запросили 30 крупнейших зарубежных фестивалей. Неожиданный успех!
— Как изменились актёры за последние 20–25 лет?
— На киноплощадках стало меньше требоваться профессионализма, а больше развлекухи, аттракционности. Посмотрите, что происходит: ВГИК, Российский университет театрального искусства (ГИТИС), Театральный институт имени Бориса Щукина воспитывают и выпускают профессиональных актёров. А кто стал известными актёрами в современной России? Это герои «Камеди Клаб», кто в юморных передачах снимался — Михаил Галустян, Сергей Светлаков, Павел Воля. Вывод таков: современный зритель не хочет какого-то глубокого кинематографа. Я не говорю про всех, но массе достаточно этих юмористических героев.
Мы вернулись к тому, с чего начинался кинематограф. А он начинался с аттракционов. Первые немые фильмы, помните, как раз и были комедийные, юморные. Официант несёт поднос с «Оливье», поскальзывается на арбузной корке, падает — и всем смешно.
Потребности кинематографа изменились. На создание часовой картины художественного фильма в советское время отводили один год. Теперь же на изготовление одной серии «мыльного» сериала достаточно пяти дней. Герои не успевают выучить тексты, какие там школы Станиславского с актёрскими паузами!
— Почему госзаказы на создание фильмов получают практически одни и те же люди. Есть ли шансы у молодых продюсеров и режиссёров?
— Вы их скоро заметите и увидите — наше новое российское кино. Их пока, чего уж греха таить, зажало старшее поколение. Но это временно, амбициозная молодёжь наступает.
Когда проходят конкурсы (по конкурсу выделяют государственные деньги на фильмы), молодёжи трудно пробиться из-за спины своих именитых коллег. Выходит перед жюри заслуженный мэтр кино, даже если ему 75 лет, комиссии как-то неудобно ему отказывать. И выходит молодой, необстрелянный, даже талантливый, перед комиссией ещё от волнения заикается, представляя проект. В этом случае выбор будет отдан уже проверенному человеку.
Моё убеждение — такое продлится недолго. Старшее поколение всё равно уходит. Ведь звёздные картины, если проследить за карьерой мэтров, как и научные изобретения, чаще всего выпускались на рассвете жизненной карьеры, в расцвете своих сил. Фильм — это ведь ещё и производство, тяжёлый физический труд, и когда в тебе много энергии, тогда хватает и на творчество, и на всё прочее, сопутствующее. А с годами все эти качества притормаживаются, остывают…
— Какие, на ваш взгляд, картины в 2014 году получились успешными и какие новые ленты увидим в 2015 году?
— Они всем известны — это «Легенда № 17», «Сталинград», комедия «Горько!». Ждём новых лент, в том числе к годовщине Победы выйдет фильм Фёдора Бондарчука «Батальонъ». Много споров о «Левиафане». Сейчас много разговоров будет о картине Рената Давлетьярова «А зори здесь тихие», второй вариант экранизации повести Бориса Васильева.
Для моего поколения фильм Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие» — святой. Но прошло уже более 40 лет с момента выхода ленты на экраны, выросло нового поколение, некоторые и не видели её. В новой экранизации используются современные технологии, съёмки, поэтому картина должна получиться серьёзной. Знаю, как Ренат Давлетьяров выкладывается на площадке, поэтому могу точно сказать, что получится достойная российская лента.