Расставлять писателей по ранжиру — дело гиблое. Кто «номер раз», а кто идёт следом — такие табели о рангах только вызывают зависть и провоцируют ссоры. Но в любом топе российских фантастов будет Ник Перумов. Его новая книга «Приключения Молли Блэкуотер» вышла внушительным тиражом.
«Школота» и запреты
Константин Кудряшов, «АиФ»: Ваша аудитория — Россия и русскоязычные страны. Приезжаете вы к нам нечасто, и общение с этой самой аудиторий происходит в основном в сети. Как у нас сегодня обстоят дела с этикой сетевого общения?
Ник Перумов: Сетевая этика, конечно же, поменялась. Я начинал ещё в фидо. Да, там тоже хватало и ругани, и поливания друг друга виртуальными фекальными массами. Но при этом погоду делали люди, настроенные прежде всего на интеллектуальное общение. Пропуск в фидо предполагал некий уровень, ниже которого не опускались. Я не очень люблю это популярное нынче слово, «школота», но малоинтеллектуальным подросткам попасть туда было затруднительно. Сейчас, когда в сети полная свобода и у каждого в кармане смартфон с выходом в интернет, общий уровень серьёзно упал. Трудно стало находить места для культурной, уважительной дискуссии, когда оппоненты ставят целью выйти на какое-то совместное решение. Сейчас крутым считается побольнее уесть соперника, унизить его. Так сказать, продемонстрировать свой статус «главного шимпанзе в стае». Это, конечно, грустно.
— Известно, что одно из ваших основных увлечений — отечественная история. Не кажется, что здесь, несмотря на насыщенность книжного рынка историческими сочинениями, уровень тоже низок?
— Я хоть и не имею диплома историка, но в качестве вольнослушателя на питерский истфак ходил регулярно, посещал почти все лекции. Мне даже посчастливилось слушать лекции Льва Николаевича Гумилёва. Люди брали их штурмом — стояли вплотную, чуть ли не висели на люстрах...
Сталин — не маньяк, Церковь — не «жирные попы»
— Значительный корпус ваших книг посвящён столкновению и даже войне цивилизаций. Сейчас это всё острее проявляется и в реальности. Говорят о столкновении мусульманского Юга и христианского Севера, например...
— Подоплёка этого столкновения мне кажется предельно простой. Я вижу здесь, прежде всего, борьбу за ресурсы и за жизненное пространство. Даже, скорее, за уровень жизни. Разлом по линии Север-Юг уж точно экономический. Потому что народы Юга очень хотят иметь все блага цивилизации Севера. Само по себе желание нейтральное. Возмутительны условия. Народы Юга хотят, чтобы всё это досталось им быстро и бесплатно. И, главное — чтобы ни секунды для этого не работать.
— А как насчёт внутреннего противостояния? До юбилея революции 1917 осталось всего ничего, и условные «белые и красные» снова затеяли выяснять отношения.
— Про себя могу сказать, что я монархист. Да, ваш покорный слуга, что называется, «из бывших». Часть моих родственников сражались в рядах Вооружённых сил Юга России и были вынуждены покинуть родину. Революция и Гражданская война для меня и моей семьи — горький период истории. Так что монархия, по моему мнению — вполне перспективный способ управления государством. Он себя не изжил. В сегодняшних обстоятельствах я вижу конституционную монархию, где монарх выступает в роли верховного арбитра и морального стержня нации. Наличие такого вот авторитета не просто желательно — необходимо.
— Но обычно монархические взгляды идут «пакетом». Православие — Самодержавие — Народность...
— С православием у меня никаких отношений нет, я вырос атеистом. Но как человек, увлечённый историей, я отдаю себе отчёт в том, какую роль сыграла русская церковь в объединении наших земель, в строительстве государства, в организации обороны, когда это было необходимо. Я далёк от того, чтобы впадать как в слюнявое обожание, так и в критический раж разносительства. Возвеличивания церкви быть не должно. Однако ещё противнее тот взгляд, когда вся церковь сводится к «жирным попам на мерсах».
Вообще, изучая нашу историю, я понял, что основные беды у нас не дороги и дураки, как принято считать. Мы постоянно, на протяжении всей истории страдаем от того, что кидаемся в крайности — вот главная беда.
— Многим так не кажется. Всё громче говорят о том, что нам нужна, к примеру, новая волна десталинизации.
— Мои предки, как я говорил, сражались с большевиками. И, тем не менее, я уверен, что эту кампанию они бы не одобрили. По той простой причине, что нужно говорить правду, а не впадать в раж превращения нашей истории в очередной филиал щедринского города Глупова. Не нужно нам Сталина — «вождя народов, учителя и лучшего друга физкультурников». Но Сталина — «кровавого маньяка, уничтожившего стопятьсот миллионов людей», не нужно тем более. Я против какой бы то ни было десталинизации. Я за то, чтобы продолжалась общественная дискуссия.
Повод для гордости
— Но иногда дискуссия перетекает в распрю и даже безобразную свару, как это происходит в вопросах, касающихся украинских дел. Скандал за скандалом, особенно это видно у наших рок-музыкантов. Неужели у фантастов всё так же?
— Раскол у нас, конечно, произошёл. Но не такой заметный. Дело в том, что российские авторы в подавляющем большинстве встали на сторону тех, кто поднимал русский флаг над Севастополем. Некоторые писатели-фантасты, как, например, мой коллега Фёдор Березин, писатель из Донецка, вообще взялись за оружие и сражаются за ополчение Донбасса. А вот украинские писатели-фантасты в громадном большинстве заняли откровенно антирусскую позицию.
Произошло полное обособление частей некогда единого пространства, сообщества фантастов. Это, конечно же, печально. Но, с другой стороны, как говорил Владимир Ленин, прежде чем объединяться, нужно размежеваться.
— По-моему, и так уже размежевались дальше некуда. Делим даже исторических деятелей и обвиняем друг друга в фальсификации истории.
— Нам долго внушали: «Ты живёшь в стране, где на протяжении столетий была только сплошная тьма, рабство, угнетение, кнут, насилие, ложь, война и скрежет зубовный».
Нам бы неплохо позаимствовать этот подход. И прекратить наконец говорить о своей истории как о царстве тьмы, дыбы и кнута. Или наоборот – о царстве розовых грёз и райских кущ. Давайте будем помнить, что при всех мрачных страницах нашей истории мы создали великую империю от Одера до Юкона. Создали великую культуру. Великую литературу. И справились со всеми врагами, которые пытались на нас посягнуть. Между прочим, несколько раз даже с силами объединённой Европы, как это было во времена наполеоновских войн, в Крымскую войну или в Великую Отечественную.