Легендарный режиссёр Юрий Петрович Любимов родился в Ярославле в зажиточной семье. Его отец Пётр Захарович был купцом, державшим магазин в Охотном Ряду. Мать работала учительницей. После революции семье Любимовых пришлось несладко. В 1922 году, когда Юрию было всего 5 лет, его отца несколько раз арестовывали, а позже отобрали магазин.
О вольготной жизни в переживающей тяжелый период стране пришлось забыть. Правда, та же страна предоставила возможность бесплатно учиться. Любимов поступил в электромеханический техникум. Правда, довольно быстро он понял, что мечтает о театре.
В 17 лет Любимов поступает в Школу-студию МХАТ. Далее переходит в Театральное училище им. Щукина, где сыграл в студенческих спектаклях. Когда в 1939 году началась советско-финская война, Любимова призывают в Красную армию. Если в ходе «зимней войны» он участвует в боях, то уже в период Великой Отечественной входит в состав ансамбля песни и пляски — выступает с этюдами на передовой перед бойцами. Тогда же, во время войны, Любимов сыграл свои первые роли в кино: принца в «Цветных киноновеллах», Мишу Масленникова в «Дни и ночи», сотрудник внешнего наблюдения госбезопасности в «Поединке».
Снимался Любимов и после войны — в 1946 году в комедии «Беспокойное хозяйство» он сыграет французского летчика Жака Лярошеля, в «Голубых дорогах» — Веткуна, в 1947 году в «Робинзоне Крузо» — Пятницу.
После демобилизации Любимов поступает в труппу Театра имени Вахтангова, где начинает попробовать себя в режиссуре. В 1959 г. Он ставит «Много ли человеку надо» по Александру Галичу. Режиссёрские опыты продолжились на сцене Щукинского училища, где Любимов преподавал. Силами студентов одного из курсов он в 1963 г. ставит «Добрый человек из Сезуана» по Бертольду Брехту. Эти молодые актёры позже составят ядро Театра драмы и комедии на Таганке, который впоследствии стали именовать просто «Таганкой». Его Любимов возглавил в 1964 г.
Довольно скоро Таганка прогремела на всю страну, все постановки — «Жизнь Галилея» по Брехту, «Гамлет» Шекспира, «А зори здесь тихие» Васильева, поэтические представления «Павшие и живые», «Послушайте!», «Товарищ, верь...» — вызывали огромный общественный резонанс смелостью и новаторством.
«Мой отчим Владимир Викторович Александров, который воспитывал меня с 4 лет, работал с Юрием Петровичем Любимовым всю свою сознательную жизнь на Таганке, будучи его вторым режиссёром, — вспоминала актриса и телеведущая Яна Поплавская. — Моя мама служила в Театре на Таганке, и я, как и другие актёрские дети, выросла за кулисами, в „красношапочном“ возрасте играла в двух очень известных спектаклях „Обмен“ и „Перекрёсток“ и находилась бок о бок с актёрами легендарного театра. Это было потрясающее театральное варево, я видела, как создаются гениальные спектакли... Юрий Петрович Любимов был признанным гением мирового масштаба. На Таганку всегда был лом! За билеты отдавались бешеные деньги, спекулянты их продавали, просто зарабатывая себе на машину. И народ шел толпами, чтобы увидеть постановки Любимова».
Конечно, как и любая приносящая успех деятельность, работа Любимова быстро нашла противников. Чиновники Министерства культуры предъявили претензии постановке «Гамлета» с Владимиром Высоцким в главной роли. В 1984 году, когда Юрий Петрович находился в Лондоне, режиссёра лишили советского гражданства.
Афиши с именем Любимова уничтожили. В непреднамеренной эмиграции мастер продолжил работать. Он ставил спектакли в США, Великобритании, Франции, Италии, Германии. В 1989 году с перестройкой Любимову вернули гражданство СССР. В Театре на Таганке снова стали выходит его спектакли. Но дальше случился скандал.
«К сожалению, тогда сложилась не очень хорошая обстановка, — рассказывала в интервью «АиФ» актриса «Содружества актёров таганки» Лидия Савченко. — Всё время какие-то неприятности, интриги, коалиции... Кто-то ходил «поговорить» к Юрию Петровичу. А как за границу ехать на гастроли — так и вовсе начинается «жральня». Случайно выяснилось, что Юрий Петрович поговорил с мэром Москвы Гавриилом Поповым и решил приватизировать наше здание. Потом Любимов решил ввести контрактную систему. По сути это значило, что труппу распустят. И все мы останемся на улице. В этой неприятной истории большую роль сыграла жена Любимова Каталин. Она быстро поняла, что на приватизации можно хорошо заработать. Властная женщина, её все боялись. Она ходила по театру, материлась, причём с венгерским акцентом, кого-то гнобила. Перед Новым годом из отпуска приехал Юрий Петрович. Было собрание, которое часто потом показывают по телевизору. Мы предложили разделить театр, пускай Любимов выбирает любую сцену — большую или малую... Он обвинял нас, что мы дети-предатели. Так орал: «Какое вы имеете право? Кто вы такие? Вы никто, ничто!». Он вообще артистов не уважал. Но мы уже были подкованы, у нас даже юрист сидел... Мы 26 судов прошли, и Юрию Петровичу было некуда деваться, он подписал бумаги о разделении Таганки... Если бы не эта акция, не было бы ни одного театра — ни Таганки, ни «Содружества актёров Таганки».
В июле 2011 года Любимова после очередного громкого конфликта с актёрами Таганки освободили от должности худрука, на эту должность пришел Валерий Золотухин.
Затем 94-летний режиссёр поставит в Театре им. Вахтангова четырёхчасовую постановку «Бесы» по Достоевскому, оперу Александра Бородина «Князь Игорь» в Большом театре. Последней его постановкой стала мольеровская «Школа жён» в Новой опере на музыку Владимира Мартынова.
После смерти режиссёра его вдова учредила Общественную премию Юрия Любимова. В последний раз её получила Инна Чурикова, рассказавшая «АиФ» о режиссёре: «В то время было запрещено читать многое, говорить многое, видеть... Важно ведь, чтобы не было славословия, а была правда. У Юрия Любимова она была, его театр был для нас необходимым».