Примерное время чтения: 6 минут
9492

Алла Демидова: «Я была за Любимова. Нельзя выгонять родителя из его дома»

АиФ №46. Наследники князя Потёмкина 13/11/2013
Алла Демидова.
Алла Демидова. www.russianlook.com

«Обмануть, заработать... Это стало делом жизни!»

Алла Демидова не гонится за модой, славой, деньгами. Но на её поэтических вечерах всегда аншлаги (сейчас подготовила новый цикл), её новую книгу быстро раскупили... Знаменитая актриса рассказала перед юбилеем Театра на Таганке о страстях, которые кипели за кулисами, и чем живёт сегодня.

Тряпичная агония

Алина Владимирова, «АиФ»: Демидова сейчас выступает с поэтическими программами.  Но у вас ведь такой талант актрисы! А вы его не реализуете. 

Алла Демидова: Я просто не снимаюсь в телевизионных фильмах, мне это совсем неинтересно. А вот в кино как раз играю! Например, в последнем фильме Киры Муратовой. Сейчас снимаюсь у Рустама Хамдамова. Поэзия... Её сегодня, к сожалению, мало кто читает. И в частности, поэзию XIX века. А там есть прекрасные стихи… Обожаю Афанасия Фета, он так современно звучит… Тютчева мало кто знает. Только «Умом Россию не понять», и всё. Или «Молчи, скрывайся и таи». А у него есть любовная лирика, философская. Или Григорьев, например, предтеча Блока... Но тем не менее меня удивляют аншлаги и даже переполненные залы. Значит, всё-таки тяга к поэзии у людей есть. Недавно выступала в Петербурге в Политехническом университете, люди стояли около стен, а я читала только Пушкина... Ещё меня радует вот что. Раньше в зале были почти одни женщины, ну просто 8 Марта! А сейчас с удовольствием отмечаю: много мужчин приходят на поэтические вечера - и молодые, и пожилые.

- А современные стихо­творцы могут быть властителями дум, как раньше, когда поэт был почти бог?

- Сейчас другое время. Тем не менее есть очень хорошие современные поэты. Я буду говорить о тех, кого включаю в свои поэтические вечера. Олег Чухонцев, например, очень его люблю. Или Борис Рыжий. Каждая строчка такая чистая, собственный взгляд, своя рифма, своя музыка. Прекрасен Айги. Или Ольга Седакова. Действительно глубокая поэзия.

- Я правильно поняла: современные поэты по масштабу таланта не уступят классикам?

- Кто может взять на себя право мерить масштабы талантов?! Просто, повторюсь, время требует чего-то другого… А как ­ухватить его ритмы? Очень сложно... Невозможно это сделать насильно и на заказ.

Актриса Алла Демидова (на первом плане) в роли Эльмиры и актер Всеволод Соболев (на втором плане) в роли Тартюфа в спектакле Московского театра драмы и комедии на Таганке Тартюф по пьесе Жана Батиста Мольера
Актриса Алла Демидова (на первом плане) в роли Эльмиры и актер Всеволод Соболев (на втором плане) в роли Тартюфа в спектакле Московского театра драмы и комедии на Таганке «Тартюф» по пьесе Жана Батиста Мольера. Фото: РИА Новости

- А какое оно сегодня, время?

- Сейчас у нас общество по­требления, никогда такого в России не было. Какой-то девятый вал нас накрыл. У меня есть приятельница, казалось бы, умная женщина. С образованием, книжки читает. Но тем не менее они с дочкой постоянно ходят в магазин и что-то покупают. Я говорю: «У вас же это есть». - «Нет, не такое». На нас хлынули так называемая уличная мода и какой-то фашистский подход к жизни. В Германии 30-х годов был лозунг: «Как у соседа, но только немножко лучше». Это бесконечная гонка... Потому что всегда найдётся другой сосед, у которого машина, телефон, шмотки лучше. Но дело даже не в этом. Важно, что чуть ли не главной целью жизни стало зарабатывать ради того, чтобы купить лишнюю тряпку. С ума сойти! Это общество потребления - самое страшное, что у нас есть. А отсюда все пороки. Побольше заработать, побольше обмануть, побольше скривить душой, побольше спрятать.

Актёр и двоеженец

- Алла Демидова была звездой Таганки многие годы. Как реагируете на громкие скандалы, которые раздирают родной театр? 

- За 50 лет на Таганке были разные времена - смерть Высоцкого, запрет спектаклей «Борис Годунов» и «Памяти Высоцкого», эмиграция Любимова, приход и смерть Эфроса, возвращение Любимова, раздел Таганки. Раскол труппы… Как в трагедии нет правых и виноватых, так и в этой истории не надо искать жертв. Но я была на стороне Любимова. Объясню почему. Нельзя выгонять родителя из собственного дома! Как бы он себя ни вёл, как бы ни болел и как бы своей болезнью ни мучил домашних. Это моё абсолютное убеждение. И я бы поняла вторую половину труппы, если бы они стали строить новый театр на новом месте. Но они отобрали новую сцену, и из репертуара ушли любимовские шедевры «Доктор Живаго», «Борис Годунов», «Три сестры», «Электра» и т. д. Восемь прекрасных спектаклей, их никогда больше никто не увидит!

- И всё же, несмотря на распри и интриги, вы по-прежнему утверждаете: театр - одна семья...

- Безусловно, потому что там люди открывают душу на сцене. Это такой стриптиз душевный. И каждого знаешь больше, чем, может, его знают домашние и родственники. Вот, например, после смерти Высоцкого я абсолютно точно знала, как бы он отреагировал на что-то. 18 лет вместе на сцене много значат. Все о нём судят по мифу, сложившемуся сейчас. А у него были разные времена. Сперва играл в массовке маленькие роли. А потом начались трамплины. Трамплин первый - когда из театра ушёл Губенко и его главные роли получил Высоцкий. Трамплин второй - когда женился на Марине Влади, для того времени это было… Даже не знаю, с чем сравнить! Трамплин третий - когда Высоцкий начал выступать с песнями. Помню, как рассказывал, что пел перед 5 тысячами человек в зале. Я говорю: «Ну и как, ты совладал?» - «Да». Он был очень разный, с годами сильно менялся.

И закончил на сцене очень хорошим, глубоким актёром. Гамлета играл 10 лет. В начале и в конце это были совершенно разные Гамлеты… И в 80-м это уже был мудрый, глубокий Гамлет-философ.

Вообще мне грустно, как порой судят о моих коллегах. К сожалению, сегодня в основном средства массовой информации, особенно телевидение, ориентированы на выяснение: кто на ком женат, кто как родил и так далее. Вот умер Валера Золотухин. У него прекрасные роли в театре были - удивительные, уникальные. Петю Трофимова в «Вишнёвом саде» до него так никто не играл, считалось, что это провальная роль. А он был в ней прекрасен… А Гришка Отрепьев в «Борисе Годунове»? А его Кузькин в спектакле «Живой»? Удивительный актёр, очень тонкий. А говорили только о его двоежёнстве! Грустно...

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах