Примерное время чтения: 15 минут
22245

Елена Яковлева: «Оказалось, в театре нас давным-давно «поженили»

Елена Яковлева.
Елена Яковлева. / Евгения Новоженина / РИА Новости

Елену Яковлеву долго отождествляли исключительно с «Интердевочкой». Хотя недостатка в киноролях не было. Да и в «Современник» она пришла сразу после ГИТИСа. И ведь Петр Тодоровский подарил ей еще три роли в своих картинах. А она так и осталась бы, видимо, навеки Таней Зайцевой. Если б не наступила эра Каменской...

Вот что значит — судьба! В конце 1980-х Елена Яковлева была еще никому не известной актрисой. На роль интердевочки пробовались самые обаятельные и привлекательные дамы советского кинематографа — Ирина Розанова, Ингеборге Дапкунайте, Татьяна Догилева. Решение Тодоровского назначить на главную роль Яковлеву удивило всех. Ее саму — в том числе. Ведь, прогуливаясь по Мосфильму, Елена сначала даже не узнала Петра Ефимовича, а его реплику „Я и есть Тодоровский!“ парировала: „Да ладно, скажи еще — Кончаловский!..“.

Эта беседа состоялась задолго до показа сериала «Каменская», когда Елена Яковлева не была еще народной артисткой России, но еще служила в театре «Современник».

Татьяна Уланова, АиФ.ru: — В десятом классе на вопрос, кем хотите стать, вы ответили: знаменитой артисткой. Однако, окончив школу, в Москву не поехали — так и остались работать дома.

Елена Яковлева: — Кроме родителей о своей мечте я никому не говорила — чтобы не засмеяли. Ни о чем больше не думала, но в столицу ехать боялась. А потому и работала скромно, но от души. Мне даже заведующая библиотекой все время говорила: тебе обязательно нужно поступать в институт культуры — ты прирожденный библиотекарь. На радиозаводе что-то делала — считали, я прирожденный рабочий: никогда не опаздывала, все по звонку. Когда все же собралась поступать в театральный, поехала с мыслью: вот провалюсь, вернусь домой и буду наконец спокойно работать всю оставшуюся жизнь. Хотя я и кокетничала сама с собой: в душе было жуткое желание поступить и такое же жуткое ощущение, что у меня это выйдет...

С дипломом ГИТИСа новоиспеченной актрисе очень хотелось устроиться «по специальности», но желающие взять на работу человека без столичной прописки Елене почему-то не попадались. Исключением стала только режиссер «Современника» Галина Волчек. Этот театр был последним в «обходном листе» Яковлевой. Дальше — только Курский вокзал и сверкающий вдали тусклыми огоньками Харьков с родителями и младшим братом.

— К счастью, у Волчек вам воздалось сполна: вы нашли не только работу, но и супруга...

— Ну, с супругом-то я познакомилась не сразу — почти год мы совершенно не замечали друг друга. А потом еще столько же встречались — я проверяла наши отношения. Мне казалось, что в театре никто ничего не знает, а оказалось, нас давным-давно «поженили».

— И, узнав о разговорах в коллективе, вы тайно зарегистрировали брак в перерыве между репетициями?

— Нет, мы долго жили, не расписываясь, но на гастролях все оставалось по-прежнему: Валера в одной комнате, я — в другой. Так что расписались мы только для того, чтобы нас в разные комнаты не селили. А штамп в паспорте — это, по-моему, вообще смешно.

 

С любовью!

Публикация от Елена Яковлева (@elena_yakovleva_official)

«Через три года приду, буду стоять лысый, в фуфайке, с тремя нарциссами»

— У Валерия было такое же стойкое нежелание «пачкать» паспорт?

— Шутки шутками, а вопрос на самом деле сложный. Сначала мужчины одни, потом они меняются. Нам вначале нравится одно, потом мы ищем чего-то другого. Привыкаешь, притираешься, стараешься лишний раз конфликта избежать. А иногда намеренно не избегаешь и нарываешься — чтобы создать видимость нормальной жизни.

— Конфликты в нормальной жизни обязательны?

— Абсолютно бесконфликтно жить, на мой взгляд, очень скучно.

— Поклонники могут создать условия для нескучного существования?

— Поклонники?.. Да, после «Интердевочки» было немало писем. Иногда я даже побаивалась их авторов: «Через три года приду, буду стоять лысый, в фуфайке, с тремя нарциссами». Один сумасшедший целый год звонил и днем, и ночью, в пьяном виде. Слава богу, государство помогло мне от него избавиться — отправило лечиться.

— Это «помогло избавиться» наводит на мысль, что и в вашем доме есть распределение обязанностей и полномочий.

— А жизнь сама все распределила. С рождением ребенка муж как взялся за стирку, так до сих пор и стирает. Готовим по очереди, но обычно эта честь достается мне. Хотя, знаете, супруг у меня такой непривередливый, что ему и кусочка хлеба с колбаской бывает достаточно. Еда в нашем доме непременно есть только у ребенка и собаки...

— Кстати... Недавно в который раз посмотрела «Воспитание жестокости у женщин и собак», от которого просто мурашки по коже. Воспитание жестокости у женщин сегодня необходимо?

— Был случай. Я бежала, опаздывая на спектакль, и вдруг навстречу — лицо, как принято говорить, кавказской национальности. Не зная, кто я, он сделал мне непристойное предложение, причем матом. А сзади шли два наших парня. И когда тот человек позволил себе грубость, они захихикали, а я подумала: ударить бы сейчас по этой роже со всего маху. И, ей-богу, дала бы. Но испугалась, что он ответит, а эти парни меня даже не поддержат. А у меня спектакль, вдруг — синяк... И так обидно стало, что, когда получив сценарий «Воспитания жестокости...», я сразу согласилась. Может, в каких-то ситуациях она действительно нужна...

Кадр из фильма «Воспитание жестокости у женщин и собак» (1992).
Кадр из фильма «Воспитание жестокости у женщин и собак» (1992)

Я-то думала: это он не дождался меня из института

— ...Как это случилось много лет назад, когда вы бросили первого возлюбленного, не дождавшись его из армии?

— Не думаю, что это была любовь. Скорее — влюбленность, как у многих в школе: нравится мальчик, который старше. Который кажется самым лучшим... А ты даже не ждешь, что он когда-нибудь позвонит или хотя бы обратит внимание. Вдруг на танцах пригласил — и сразу какие-то мечты, планы. Потом армия, ждешь его... И я ведь ждала. Но так уж случилось — уехала в Москву.

— И любовь сразу прошла?

— Я-то думала, что это его вина — он же не дождался меня из института. Только телеграммы слал: поздравь зпт женился. Через какое-то время: поздравь рождением ребенка тчк. Как будто мучил меня... Хотя меня уже настолько увлекли учеба, театры, новые знакомства, что особой тоски не было.

— А что было?

— Такое, знаете ли, романтическое ощущение и приятное чувство от того, что вот: не дождался меня, а я тут учусь... Этакая надуманная трагедия...

— Говорите, что увлеклись учебой. При этом прогуливали, за что даже поплатились стипендией...

— Так я же пропускала не действительно нужное актрисе, а что-то вроде истории партии. Политика и точные науки с самого детства вызывали у меня отвращение. Наверное, и окончательный выбор — идти в артистки — обусловлен этой нелюбовью к математике, физике, химии. В какой-то момент преподавательница математики даже перестала вызывать меня к доске — чтобы не позорить. А тет-а-тет спрашивала: ты хотя бы зарплату мужа сможешь сосчитать?..

 

Я себе мастера не выбирала. Я была такой неопытной абитуриенткой в этом смысле… Пошла в первый попавшийся вуз. Мне казалось, что ГИТИС — это очень престижно, потому что это институт, а не школа-студия и не театральное училище. Помимо того, что Владимир Алексеевич — это педагог от Бога, он очень много и достойно работает, выпускает очень хорошие спектакли, его артистов разбирают во все театры. Он очень хорошо понимает, что такое театр. Своим опытом, без нравоучений, он показывает, с чем может столкнуться молодой артист в театре. Это же очень тесный творческий коллектив со всеми вытекающими последствиями. А ещё он к себе на курс брал очень талантливых педагогов. Все мы, студенты, с первого курса учились обсуждать друг друга. И от него я узнала, что сначала необходимо говорить хорошее, то, что тебе понравилось, и уже потом критиковать. А мы же привыкли сразу облить человека, и пусть он мучается. Этот урок от Андреева я запомнила на всю жизнь.

Публикация от Елена Яковлева (@elena_yakovleva_official)

Повода бегать за каждой юбкой и каждыми штанами у нас в семье нет

— Вам часто приходится плакать?

— В жизни давно не рыдала — уже как-то не плачется. В кадре — другое дело: режиссеры привыкли, что у меня близко слезы, ну и пользуются.

— Существует расхожее мнение, что актерам ничего не стоит не только поплакать в кадре, но и развестись, завести любовника...

— Лично я не представляю себе такой ситуации. Если веришь, любишь... Мне кажется, такого уж повода — бегать за каждой юбкой или каждыми штанами у нас в семье нет.

— Вы как-то сказали: все не от женщины зависит, а от чувств и денег.

— Я так сказала? А к чему?

— Речь шла о нелюбви к бедности.

— Но ведь это объективно: когда нет денег — это плохо. Но, наверное, чувства все же важнее. Хотя и деньги не помешают... Нет, от женщины на самом деле зависит очень и очень многое.

— Вы умеете прощать?

— В моей жизни не было серьезных поводов для прощения — так, по мелочам, сгоряча. Женщина же на все может обидеться. Ей для этого бывает достаточно плохого настроения.

— В семейной жизни стараетесь придерживаться тех же принципов, что и ваши родители?

— Жить так же, как они, у нас просто не получится. Они были дома уже в шесть-семь вечера, суббота и воскресенье — обязательно выходные. А я только прошлым летом впервые позволила себе не сниматься, а взять отпуск и поехать с ребенком отдыхать.

Но... Дело не в этом. Я первый раз накрасила ресницы и накрутила волосы только для выпускного вечера. Это считалось нормальным. Оттого многие, вырвавшись из-под родительского гнета, сразу начинали пить, курить... Я, к счастью, не пала.

— Однако курить все же начали. И именно в институте.

— Да. Но я долго это скрывала...

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах