Продюсеры часто говорят: в том, что у нас эстрада и телевидение такого уровня, виноваты сами зрители - мол, если людям нравятся тупые сериалы и попса, мы и будем их «подавать на стол». Но разве деятели искусства не должны воспитывать хороший вкус у зрителя, вместо того чтобы потакать дурновкусию?
«Кустарная музыка равносильна необразованному хирургу, который делает операцию без наркоза и тупым скальпелем», - утверждает певец Алексей Чумаков.
- К сожалению, именно артисты воспитали дурновкусие у зрителя, - сетует Алексей Чумаков. - Народ, как голодный котёнок, кидается на то, что ему подбрасывают. А ведь там может быть и яд... Вкус - очень гибкое понятие. Человеку можно внушить ВСЁ. Если двадцать восемь тысяч раз тебе будут говорить, что это круто, то ты в конце концов поверишь, что да, это круто...
У нас ведь раньше была удивительная, настоящая музыка уровня Утёсова, Марка Бернеса, великолепных оркестровых бэндов! Свинг и джаз тогда вовсе не были сугубо американскими понятиями. Вы послушайте треки Бабаджаняна! Или Мартынова! С точки зрения аранжировки иногда и Голливуд так не сделает!
А потом... К сожалению, в начале 80-х у нас произошло засилье итальянской эстрады. Все эти «Лашата ми кантаре» и т. д. и т. п. Вроде близко нам по духу, но вкус людям подпортило... Дальше и вовсе пришло «ты-тыш-ты-тыш, умпа-умпа» - «Ласковый май» и прочее... Нет, я уважаю их как людей успешных, но по музыке - это г... Это моё мнение, не навязываю.
Убили... песню
- Стыдно, что вы с такими певцами - представители одной профессии?
- Мне стыдно за то, что он или она себе такое позволяет...
Артисты тоже оперируют, но мы оперируем души. Мы вызываем у людей эмоции. Творчество - это что? Вызывание эмоций. Ты слушаешь музыку и что-то вспоминаешь, ощущаешь радость или грусть, смеёшься или плачешь... Наша энергия подпитывается эмоциями. И ты как хирург души не имеешь права тупым скальпелем на душе другого человека делать операции по внедрению пошлости. Кстати, не одни лишь артисты, но и СМИ несут ответственность за формирование вкуса потребителя, особенно ТВ и радио. У меня, например, была песня, где начало - вступление рояльное... Так на одной радиостанции попросили туда записать барабаны! Знаете, в чём причина? «Мы радио, нас люди слушают тихо. Если люди не услышат барабанов, то подумают, что тишина в эфире, и переключат волну». Вот! А вы говорите... Им было не важно, что так убивается энергия всей песни!
- По-вашему, почему «умца-умца» пользуется популярностью? Вроде люди не дураки, а слушают дрянь...
- Знаете, почему музыкальный фастфуд имеет успех? Потому, что люди привыкли ко всему быстрому во всех сферах и не хотят ждать, думать, работать над собой. К сожалению, если человек тупой, то он уже глубоко болен. Поел на бегу, послушал бог знает что, всё это пролетело внутрь, и... побежал дальше. К сожалению, сейчас в моде не поесть, а быстренько перекусить. Мы задумываемся об организме только потом, когда он заболеет.
«Когда прав - не страшно!»
- Была такая история: в Москву приехала Уитни Хьюстон и заболела. В итоге на концерте хрипела-сипела, но пела без фонограммы. А у нас вполне себе здоровые артисты открывают рот, как рыбки, под собственную фанеру. Почему так?
Безусловно, иногда на телевидении физически не дают петь живьём: «Чувак, у нас будет звук разный, нет времени его выравнивать». Но вы никогда, нигде не услышите у меня «фанерного» концерта. Я не работаю даже под «минус» - со мной ездят 15 музыкантов.
Во-первых, я очень люблю свою работу. Во-вторых, те артисты, которые работают живьём, лучше поют. Так что я не то чтобы великий защитник прав потребителей - я и о себе забочусь. Пение - это лучшая школа, тренировка связок, практика. Я ка-те-го-ри-чес-ки против фонограммщиков.
- А вам не страшно так резко выступать против и наживать себе врагов среди коллег?
- Страшно, когда ты не прав. А когда прав - не страшно.
- Сейчас с фонограммой всё так же печально?
- Сейчас у нас революция. Которая, правда, происходит настолько медленно, что кажется, будто и не происходит вовсе... Но есть ряд телепроектов (тот же «Голос»), где для талантливых людей, которые, кстати, уже давно в музыкальном мире, приоткрылась дверца в шоу-бизнес. 12 лет назад я в неё вошёл. (В 2003 г. Чумаков занял 3-е место в шоу «Народный артист». - Ред.) То, что на этих конкурсах всё за деньги, - чушь полная. Продюсерам важно сделать хороший продукт, который будут смотреть люди, - они зарабатывают на рекламе. А кто победит - производителям абсолютно по фигу.
- Алексей, а как неискушённому слушателю понять, когда его музыкально травят, а когда подают «полезную еду»?
- Чем отличается невкусный арбуз от вкусного? Тем, что невкусный арбуз полон селитры, в нём нет сладости, он не источает запах. Ты можешь им отравиться. А вкусный арбуз самаркандский - он ароматный, полезный, красивый, сладкий, сочный. Хотя и тот и другой - арбуз...
Откликнулось ли у вас что-то в душе на услышанную музыку? Вот он, критерий.