В Нижнем Новгороде проходит 3-й фестиваль нового российского кино «Горький fest». В основной программе — 37 картин, определять победителей в шести номинациях — среди них лучший фильм, лучший режиссер и лучшие актеры — будет жюри, в состав которого входят оператор Игорь Гринякин («Адмиралъ», «Викинг», «Движение вверх»), режиссер Василий Сигарев («Страна ОЗ»), продюсер Николай Ларионов («Т-34») и актриса Дарья Екамасова («Жила-была одна баба», «Легенда № 17», сериал «Демон революции»). АиФ.ru поговорил с Екамасовой о трудностях работы жюри, о мастер-классах, о том, как стать звездой и о том, что снимают современные молодые режиссеры.
Игорь Карев, АиФ.ru: В конкурсе «Горький fest» представлены полный метр, короткометражки, художественные, документальные фильмы. Как жюри будет делать выбор победителей в этом многообразии?
Дарья Екамасова: Это очень сложный и трудный выбор. Например, в первый же день фестиваля мы посмотрели восемь абсолютно разных картин. А когда дело дойдет до веб-сериалов и документальных фильмов, всё окончательно запутается, и я не представляю, что будет творится в головах членов жюри. Но тем и прекрасен такой подход. А на мнение жюри, наверное, не стоит обращать внимания, потому что оно всегда субъективное.
— А вы уже сформировали какой-либо принцип, по которому назовете лауреатов?
— Выбор мы будем делать по простому принципу — кино и роли должны быть интересными, качественными. Хотелось бы открыть новые имена актеров и режиссеров. В любом случае кинофестиваль — это праздник кино, возможность авторам короткометражных фильмов или фильмов, которые не вышли в прокат, показать свои работы зрителям. Решение жюри не может повлиять на эту возможность.
Открытие кинофестиваля «Горький fest» в Нижнем Новгороде
Открытие кинофестиваля «Горький fest» в Нижнем Новгороде
— Но победителей все равно нужно будет определять...
— Я не первый раз участвую в работе фестивалей как член жюри, и каждый раз мучаюсь. Посмотришь один фильм, и он тебе кажется бриллиантом. Потом посмотришь следующий — он еще лучше, третий — все совсем замечательно. Ведь я в каждом фильме пытаюсь найти что-то хорошее, понять, что хотел сказать режиссер, почему актеры сыграли именно так, в каких обстоятельствах они были, чем они руководствовались. И с этой точки зрения я не могу судить, хорошо это или плохо, я могу лишь сказать — нравится мне или нет.
— У вас большая и весьма солидная фильмография, много запомнившихся зрителям ролей, на «Горький fest» вы проводите свой мастер-класс. А можете сказать, что нужно, чтобы стать звездой?
— Честно, не представляю. Со стороны, конечно, кажется, что если человек много снимается, то он звезда. Я знаю легендарных людей, работающих в кино, которые себя звездами не ощущают. Например, Фрэнсис Макдорманд — она великая актриса, но ведет она себя совершенно не как звезда. Мне вообще представляется, что понятие «звезды» придумали люди со стороны. Либо звездами себя ощущают те, у кого не хватает опыта. (смеется)
А иногда появляется ощущение того, что ты сделал что-то важное для зрителя. Сейчас вышел сериал «А.Л.Ж.И.Р.» (шел в июне 2019-го на НТВ — ред.), и после его премьеры я получила тысяч шесть писем людей, которые открыли мне душу. И в такие моменты понимаешь, что ты не просто так в этой профессии, что ты не просто зарабатываешь деньги, а можешь общаться со зрителями через свои роли и поддерживать их. И это очень приятное чувство.
— Но ведь придется что-то говорить участникам мастер-класса?
Для меня это первый подобный опыт, и я очень надеюсь, что мне зададут вопросы, на которые я с удовольствием отвечу. Рассказывать сама о себе я не умею, я, скорее, очень неуверенный в себе человек. Я общаюсь с людьми посредством своих фильмов.
— Неуверенный в себе человек пробился в ГИТИС, получил множество ролей...
— Это другое. Иногда что-то делаешь, не задумываясь. Я шла и поступала, потому что чувствовала, что это нужно, потому что мне хотелось учится в театральном. И я училась в музыкальном училище, а весной ходила на экзамены в театральный. При этом в душе я понимала, что обязательно закончу музыкальное, я не могла его не закончить — хотя бы ради своих родителей.
Но я очень уважаю людей, которые могут чего-то добиться, которые ставят цели и строят планы. Это очень здорово, я сама работаю над этим. Особенно сейчас, став мамой, я стала учиться планировать всё в своей жизни, ведь нужно столько успеть: поработать, куда-то съездить, побыть с дочерью, сыграть в театре, сняться в кино.
— В каких фильмах вы хотели бы сняться?
— Скорее, есть образы и истории женщин, которых я хотела бы сыграть. Это не должно быть похоже на то, что я делала прежде, и сейчас при выборе роли я ищу что-то новое для себя. Ведь если не развиваться, то быстро станет скучно.
— Сейчас в западном кинематографе есть тенденция снимать кино о женщинах. В России эта тенденция чувствуется?
— В Америке несколько лет назад действительно перестали искать мужчин-героев и начали искать женщин-героинь. Это абсолютно правильно, сейчас заканчивается эра мужчин, и мы становимся абсолютно равноправными. У женщин не менее интересные судьбы, чем у мужчин, женщины в чем-то не менее сильные, чем мужчины. Я и сама стала это замечать, и сейчас услышала на фестивале: в России стало запускаться много проектов, в которых женщины не просто страдающие персонажи, а активные, сложные герои, наполненные узнаваемой и ценной женской энергетикой. И, наверное, в России будет эпоха женского кино.
— В конкурсе фестиваля и вообще на экранах много драм, трагических судеб, но мало комедий. Почему так?
— Я слышала, что почти каждый второй студент-выпускник снимает кино про смерть, причем с намеком на реальность. Я понимаю, что эта тема неизведанная, что она притягивает.
— Может, про смерть снимать проще?
— Нет, не думаю, что проще, ведь про смерть мы ничего не знаем. Но, мне кажется, надо больше смотреть на жизнь и снимать про жизнь. Жизнь удивительная, красивая, в ней столько заложено, и я не знаю, почему у молодых режиссеров настолько мрачное настроение. Кроме того, есть фильм немецкого режиссера Томаса Яна «Достучаться до небес», который, как мне кажется, лучше всего рассказал о смерти. В этой картине соединено несоединимое, и после неё тему смерти лучше отпустить на несколько десятилетий, начать с помощью кино изучать мир и желание жить.