«Какое-то время назад россияне поверили: жизнь может меняться к лучшему. На моей памяти (а мне 73 года) это впервые!»
Художественному театру -110. Накануне юбилея главный редактор «Аргументов и фактов» Николай Зятьков и руководитель МХТ Олег Табаков встретились за чашкой чая, чтобы обсудить ситуацию в театральном мире, экономические проблемы и многое другое…
Как выяснилось, никаких особых торжеств МХТ в связи с круглой датой не планирует. Идёт обычная работа: готовятся к выпуску «Крейцерова соната» Л. Толстого и «Метель» (пьеса В. Сигарева по А. Пушкину). Репетируется «Трёхгрошовая опера». До конца сезона зритель ещё увидит «Записки Пиквикского клуба» и «Дворянское гнездо». А накануне, 21 октября, в Праге художественному руководителю театра Олегу Табакову было присвоено звание «Почётный доктор Академии искусств» Чешской Республики.
Роман в 52 года
- Олег Павлович, весь мир сидит на вулкане: кризис в экономике. Сначала мы говорили: «Россия - островок стабильности». А теперь: «Нет, мы так завязаны с другими странами, что…»
- Для меня этот кризис - человеческая алчность. В своё время я брал взаймы. Но всегда некомфортно себя чувствовал, находясь в состоянии должника, до тех пор, пока не возвращал деньги. А у кого-то это превратилось в своего рода гешефт, как говорят на жаргоне: «Мы делаем для себя лучше, очевидно причиняя вред другим».
Как ни странно, для театрального цеха, мне кажется, кризис серьёзной угрозы не представляет. Зритель просто будет взыскательно выбирать, куда ему нести свои деньги. Некачественная продукция в таких условиях умирает. И конечно, потребность людей в такое время отвлекаться от проблем и «над вымыслом слезами обливаться» остаётся прежней и даже повышается.
Я вспоминаю маму-врача, которая пахала на двух работах, чтобы поднять меня и мою сводную сестру. Иногда мама говорила: «Детки, у нас осталось до получки столько-то. Но в наш город приезжает Святослав Рихтер...». - «Иди», - говорили мы ей.
- Есть люди талантливые и бездарные. Одни получают больше, другие меньше. Кто-то ездит на дорогих машинах, а кто-то считает, что у них судьба не сложилась, и винит кого угодно в своих несчастьях. Типичная модель общества... Театр - не исключение?
- Я для себя сформулировал такое понятие, как «собираемость зала». Это означает: что привлекло зрителя более всего? Смею утверждать: в России, как и 100 лет назад, люди ходят на актёров! А таких артистов может быть в одном театре не более пяти. Но это вовсе не отменяет таланты, мастерство, палитру красок, которые есть у других - умелых, старших и т. д. Женщины, которые составляют 60% и более зрительного зала, ходят, чтобы смотреть на сцене мужчин. Но это не означает, что благодаря своему полу вы будете получать больше.
Что такое взаимоотношения актёра и зрителя? Это роман, любовь. Вы встретились первый раз и не разочаровали друг друга. У вас появилось желание увидеться ещё и ещё. И так я вижусь со зрителем 52 года (это почти 3 поколения). Как говорят у нас в Саратове, так долго люди не живут. Это говорит о том, что, по всей вероятности, я редко разочаровывал зрителя.
А что касается актёрских заработков... Вчера я уезжал после спектакля на своей довольно дорогой машине - подарили друзья. Аналогичное моему авто стояло во дворе - машина актрисы, которая много поработала в сериалах…
- Однажды Анастасия Заворотнюк из-за съёмок в сериале, не предупредив, не явилась на спектакль «Последние». Вы вышли и извинились перед зрителями… Что делаете, Олег Павлович, если актёр «зазвездился»?
- Не «звездят»! Совестливо и серьёзно ведут себя Саша Семчев, Костя Хабенский, Михаил Пореченков. Я уж не говорю про актёров Подвала («Табакерка». - Ред.) на улице Чаплыгина - там совсем другие взаимоотношения, пуповина ещё не пересохла. А когда «свинячат», очень строго штрафуем. Не так давно 30 тыс. руб. заплатил один актёр за то, что подводил, опаздывал, не выполнял правила внутреннего распорядка. А случаев алкоголизма в МХТ вообще не осталось, несмотря на то что в начале нынешнего века ситуация с этой проблемой была весьма тревожной.
- Штрафы?
- Нет. Просто увольнял нарушителей сразу! Кстати, уже в 2001 г., когда ещё о социальной защите даже не дискутировали, увольняя актёров по итогам сезона, театр выплачивал годовое денежное содержание.
- Но, знаю, некоторые актёры, которых вы уволили, обижены.
- Обиды давайте оставим для частной жизни. Критерий в условиях капитализма - это взаимная заинтересованность в сотрудничестве.
- Неужели вы диктатор?
- Ну, я бы назвал это просвещённым абсолютизмом.
Кризисный управляющий
- Известно, что в театральном мире успешных не любят. А вы МХТ не только из трясины вытащили, но и умудрились процветать при капитализме...
- У меня генетика хорошая. Мой папа Павел Кондратьевич Табаков - родом из мещан, более ранние предки - из крепостных, предки со стороны мамы - из сословия землевладельцев. Я на четверть украинец, на четверть поляк, на четверть мордвин, на четверть русский. Корни у меня здоровые, энергетика от отца досталась.
И ещё одно обстоятельство: я довольно рано был вытолкнут из социализма в капитализм. В 1973 г. меня десантировали на Британские острова для постановки «Ревизора» Гоголя. Я был никакой не режиссёр, просто меня позвал коллега по работе в Международном институте театра. На практике понял: всё зависит не от парторганизации, не от главного управления культуры г. Москвы, а от меня лично. Если хочу, чтобы меня позвали ещё раз, должен сделать свою работу хорошо. После этого я ставил несколько лет в Германии, затем 8 лет в Финляндии, потом были Дания, Швеция, Венгрия, Америка, Канада.
Как кризисный управляющий, считаю: строительство филиала Художественного театра - едва ли не самое главное дело, которое надо реализовать. Нужно поставить на ноги новое поколение актёров. Тем более что сейчас руководство страны способствует поднятию культуры, экономики, социальной сферы… Мне кажется, самое главное из того, что сделал Владимир Путин, - россияне наконец поверили, что жизнь может меняться к лучшему. На моей памяти (а мне 73 года) это, пожалуй, впервые! Конечно, мировой кризис подпортил настроение. Но это пройдёт.
- 26 октября - 110 лет Художественному театру. Как собираетесь отмечать?
- До нового года в служебном фойе, где на мраморной доске - имена погибших в годы войны актёров и работников театра, я поставлю три бюста: Станиславского, Немировича-Данченко и Олега Николаевича Ефремова. Считаю это очень важным. Актёры приходят в театр с разным багажом и разными настроениями. А вот пройдут мимо них, может, на долю секунды остановятся. Это позволит добиться эффекта… очищения, скажем так.
Ну а 26 октября на юбилее в МХТ выступит гениальный альтист Юра Башмет. И мы всей командой порадуемся его таланту.
«Спёр мячик»
- Ваша супруга Марина Зудина говорит, что если начинает жить в одном ритме с вами, то через 2 дня у неё начинается переутомление. В чём силы и энергию черпаете?
- Наверное, Господу Богу было угодно подарить мне любовь. Сначала у меня был счастливый брак с первой женой Людмилой Крыловой. Вторую половину жизни - наши с Мариной отношения уже более 20 лет длятся - снова счастлив. Она была моя студентка. Наш сын Павел и особенно поздний ребёнок Мария - ни с чем не сравнимая подзарядка, доппитание. Когда прихожу домой, отработав целый день, потискаю дочку (хотя она этого не любит), прижму к себе и могу на «вторую смену» идти.
- А что за голубой мячик вы перебираете в руках?
- Это я у Машки спёр. У меня, к сожалению, много командировок, и я её мало вижу. А так вроде как она и со мной…
Олег Табаков в фильме «Кадриль»
Олег Табаков в фильме «Шумный день»