ХIХ кинофестиваль «Кинотавр» открылся лентой Александра ПРОШКИНА «Живи и помни», которая в конце июня выйдет в российский прокат. Накануне фестивальной премьеры автор фильмов «Холодное лето 53-го…», «Михайло Ломоносов», «Доктор Живаго» и других рассказал в интервью «АиФ», что этой картиной он пытался предупредить нас о том, куда может завести тот путь, по которому сейчас бодро марширует новая Россия.
Нация без корней
- Александр Анатольевич, а почему «Живи и помни» Распутина? Ведь этот писатель сегодня, мягко говоря, не в фаворе...
- Распутин имеет своё, законно отвоёванное место в литературе. Некоторые его книги стали неотъемлемой частью нашей культуры. В том числе и «Живи и помни».
Признаюсь честно: это не было моей инициативой. Просто в тот момент из-за отсутствия денег у меня остановилась работа над картиной, и мне продюсеры предложили взяться за Распутина. После некоторых колебаний я начал знакомиться с тем, что это такое - сегодняшняя деревня. И понял, что на наших глазах совершается преступление.
Нация, которая отказывается от своего корневого начала, от своего происхождения, обречена! А у нас посмотрите: раньше даже академики не гнушались признаваться, что родом из такого-то села. Теперь же выясняется, что все вокруг исключительно дворяне да графья!
Поэтому, говоря о деревне из повести Распутина, я прежде всего хотел сказать о том, кто есть мы. О нашей русской натуре. И о бессмысленности жизни, которую мы себе создаём, хотя все вроде бы симпатичные и неплохие люди.
- Да, и герои в «Живи и помни» вроде бы хотят добра. Свекровь изводит бездетную Настёну, потому что мечтает о внуках. Мужики в деревне охотятся на мужа Настёны, чтобы наказать за дезертирство. А в итоге их благие намерения приводят к гибели Настёны.
- Если говорить о нашем национальном характере, то мы в экстремальных ситуациях способны проявить чудеса душевности, готовы совершать подвиги. Но мы не любим жизнь. Просто нормально жить мы не умеем. Вот история Андрея и Настёны - как раз об этом. Женился Андрей и жил, как все, - и пил, и бабу свою бил. Ушёл на войну. И там был, как все, - воевал, не трусил. Что заставило его дезертировать? Некое чувство стыда, что он неправильно распорядился тем, что ему дал Господь Бог. Потому что не понимал он до этого, что миром, жизнью правит любовь. И то, как он к Настёне своей привязан, - это, в сущности, и есть высший смысл его существования. Они не произносят высоких слов типа «любовь». Но именно любовь и есть содержание жизни. Потому что всё остальное - это как у всех. А взаимоотношений между мужчиной и женщиной «как у всех» не бывает. Это у каждого своё.
Преступление, которое он совершил, обернулось высшим счастьем. Выхода из трагической ситуации, в которую он сам себя загнал, для него нет. Но именно в такие моменты обостряется то лучшее, что есть в человеке.
- Как странно получается - поступки совершают мужчины, а ответственность за их последствия перекладывают на плечи женщины.
- Я вообще считаю, что деревня наша, да и не только деревня, а всё в мире держится на животворном женском начале. Женщина продолжает род, ведёт хозяйство. Именно женщина, мне кажется, больше приспособлена к этому чудовищному миру, который мужчины создали из одного братоубийства. Это страшное заболевание, раковая опухоль - братоубийство, гражданская война, то, чем мы были больны весь ХХ век, продолжается и поныне, пусть и под другими масками. Мы снова и снова идём стенка на стенку.
Но люди, которые постоянно уничтожают соседа, не в состоянии построить жизнь. У них даже позыва такого нет - что-то передать своим детям. Если посмотреть на происходящее с высоты птичьего полёта, то становится видно, как сообщество постепенно скудеет, мужиков становится всё меньше и меньше. Такое сообщество обречено на вымирание.
Выбирая натуру для съёмок фильма, мы проехали по нижегородским деревням. Картина ужасная! Поля заросли огромными берёзами. Люди остались без работы. Их пытаются занять на рубке леса. Но инстинкт крестьянина - выращивать, созидать. А уничтожать лес - совершенно другой инстинкт: разрушительный. Поэтому они плохо делают эту работу.
Те, кто стыда не потерял
- Может быть, вслед за киногруппой надо и власти тем же маршрутом провезти? Чтобы они посмотрели и поняли: ситуацию надо срочно исправлять.
- Мы вообще уникальная страна, которая никакого интереса к судьбам собственного народа не испытывает. Пусть советская власть была насквозь идеологизирована, фальшива, но в то время всё-таки снимались картины про ту же деревню. И было огромное количество замечательных актёров, которые могли играть эти типажи. А я ведь с трудом собрал команду для своей ленты - людей, в которых ещё жива генетическая память. Серёжа Маковецкий родом из деревни. Аня Михалкова хоть и не из деревни, но как человек религиозный, совестливый легко вписалась в образ. Так же, как и Даша Мороз. Их в картину привело сострадание к этой боли людской. Им совестно, что в стране происходит такое.
Как помочь тем, кто живёт на земле и от земли? Есть сотни вариантов! Одних можно заставить плести корзины, чтобы потом продавать их где-нибудь в Париже как русскую экзотику, из других сколотить художественные артели резьбы по дереву. Да просто дать им возможность заниматься своим исконным делом! Если бы государство или то, что у нас весьма условно называется «элитой», было заинтересовано, как говорил Михайло Ломоносов, в сохранении народа российского, они бы нашли способ, как им помочь. А все смотрят на гибель крестьянства как на уже свершившийся факт.
К сожалению, у нас почти не осталось интеллигенции в русском понимании этого слова - некоего слоя людей, которым стыдно, которые понимают, что они должны что-то сделать, чтобы ситуация изменилась к лучшему: что-то написать, крикнуть, дать денег, составить программу… Остаются лишь интеллектуалы, образованные люди. Но каждый из них живёт сам по себе.
- И всё же как из этого болота вылезать?
- У каждого свой способ. Вот вы меня спрашиваете: «На кой ляд вы стали снимать Распутина?» Поэтому-то я и стал снимать Распутина, что для меня фильм - это некий повод встряхнуть общество. Спросить: «Ребята! Совесть-то у вас есть? Посмотрите вокруг! У вас же нет будущего, вы вымрете, как вымерла та распутинская деревня!» Это огромное пространство под названием Россия при таком образе жизни, при такой ненависти друг к другу и неумении мирно сосуществовать удержать невозможно. Оно будет убывать, убывать и убывать. Поэтому пора вспомнить, что кроме ненависти существует ещё и любовь.