«Отец так и не знал, где он родился. Вполне возможно, что в России», - призналась дочь великого комика актриса Джеральдина Чаплин, гостья Одесского международного кинофестиваля.
- Для меня было очень волнительно приехать в Одессу, - рассказала Джеральдина Чаплин. - Я прогуливалась по улочкам, вспоминала папу. Ведь, возможно, Одесса - его родина! У него же никогда не было свидетельства о рождении, он сам не знал, где родился. Есть три легенды о его появлении на свет: первая говорит, что папа родился в Лондоне, вторая - что в Париже, а третья утверждает, что Чарли Чаплин родом из Одессы.
Про Чарли
Я часто пересматриваю мой самый любимый фильм отца - «Бедняжку». Там он такой идеальный! Про него еще при жизни писали и говорили много негативного, но я ничего плохого в нем не замечала.
Хотя, если бы моя мама в свое время послушалась своего отца, моего деда, знаменитого писателя Юджина О’Нила, меня бы на свете не было. Дед считал, что мой отец - грязный старикашка. Потому что, когда папа попросил руки моей мамы, ей было 17 лет, а ему 52. И, конечно, дед был категорически против их свадьбы. В общем-то, я его понимаю. Как бы вы чувствовали себя на месте моего деда, когда твою любимую дочь совратил взрослый мужчина? Они с отцом так и не смогли найти общий язык.
Мама же, несмотря на юный возраст, стала настоящей хранительницей очага. У нее было даже большее чувство юмора, чем у моего отца. И благодаря этому чувству ей удавалось ладить с непростым характером Чарли Чаплина. Для отца личная жизнь имела такое же значение, как и карьера. Ведь у него было 10 детей, 4 жены - это ли не показатель? Его романы обсуждались постоянно, но, когда он встретил мою маму, он остепенился, стал настоящим семьянином. Когда я росла, он занимался со мной, воспитывал. Я, можно сказать, даже страдала от его повышенной опеки. Я хотела свободы, а отец кричал: «Нет, ты не пойдешь гулять!» Он был очень строгим и с девочками был даже более строг, чем с мальчиками.
Он никогда не менял своих убеждений. Его депортировали из США, потому что в высших кругах все решили, что Чарли Чаплин - коммунист. Но отец никогда не принадлежал ни к одной политической партии. Да, у него было очень развито чувство справедливости, он мог защищать коммунистов, потому что был настоящим гуманистом, а не коммунистом.
Отец, конечно, переживал из-за скандалов вокруг его имени, но это не выбило его из колеи. Он был удивительно дисциплинированным, сидел в рабочем кабинете с раннего утра до поздней ночи за белым листом бумаги. Никогда не ждал музу, а постоянно пытался писать. Многое потом выбрасывал, но не останавливался, не впадал в депрессию. Настоящий трудоголик. Я помню, как мне постоянно говорили: «Тихо, папочка занят, папочка весь в работе». Когда в кинематограф пришел звук, отец уже не мог создавать свои шедевры - он привык к тому стилю, старому. Тогда он стал писать музыку к своим немым фильмам. А написав музыку к своему последнему немому фильму, он умер.
После Чаплина осталось огромное наследство - его фильмы и его дети. Из десяти детей, мне кажется, никто на него так уж сильно не похож. Хотя мой племянник Джеймс Тьере - потрясающий исполнитель. Он вырос на цирковой арене, великолепный акробат. Вот он как раз выглядит и двигается, как отец. Думаю, он унаследовал часть гения Чарли Чаплина. К сожалению, мы все не так часто видимся. Когда была жива моя мама, большинство членов семьи Чаплин собирались на Рождество. Но в один из таких праздников не стало отца. С тех пор на Рождество мы не собираемся, просто чтим папину память.
Балет и Альмодовар
Отец мечтал видеть меня не актрисой, а балериной. Я и сама очень хотела танцевать, меня пригласили в Париж. Думала, что стану там примой. Танцы у меня прекрасно складывались в голове, тело же не успевало за мыслями. Это была проблема. Так что я не бросила танцы - танцы бросили меня. Балет был моей первой любовью. Эта любовь так глубоко ранила меня, что я не могла даже видеть выступления балерин по телевидению - сразу выключала.
Однажды я пошла купить газеты. И возле киоска встретила своего соседа - испанского режиссера Педро Альмодовара. Педро сказал: «Дай мне свой номер телефона». Я обрадовалась, продиктовала. Ждала, ждала, но он не звонил. Когда я уже перестала ждать, раздался звонок, и Педро пригласил меня в свой новый фильм. Предложил роль танцовщицы. Для меня это был тихий ужас - ради роли мне пришлось вернуться в прошлое. Правда, благодаря этому я «вылечилась» и теперь могу смотреть балет.
Когда я ещё была балериной, подумала, что могу заняться чем-то ещё. Думала, думала и придумала - это же кино! В первом же фильме я снялась с Жан-Полем Бельмондо. Затем меня заметили другие режиссеры. Так я попала в картину «Доктор Живаго». Мне сказали: «А, вы дочка Чаплина, симпатичная, похожа на русскую, будем вас пробовать!» Я ни на одном из кастингов не скрывала своей фамилии, никогда не хотела её поменять - наоборот, мне нравилось, что имя открывает для меня все двери.
Эротика и бабушки
Когда я ещё была очень молода, мне постоянно предлагали играть эротические сцены. В фильме «Добро пожаловать в Лос-Анджелес» во время такого эпизода все американские актёры чувствовали себя очень зажато. Я же заявила: «Я из Европы!». Сняла с себя одежду, закрыла глаза и пошла на площадку. Хотя позже в фильме с Джейн Фондой и Пьером Ришаром я тоже должна была играть в эротической сцене. Но отказалась. И меня подменяла симпатичная девочка, режиссер снял ее со спины.
Я попробовала в этой жизни многое, жила в разных странах, вот сейчас оказалась в Испании. Вообще я предпочитаю в жизни плыть по течению - оно само должно вынести в нужном направлении. А ещё я ощущаю себя гораздо старше, чем я есть. Чувствую себя на 83 года, хотя мне всего 68. Я никогда не делала пластических операций. Наверное, поэтому сейчас играю разных бабушек. Недавно сыграла в картине по произведению Гарсиа Маркеса очень старую даму в инвалидном кресле и с золотым зубом. Но это меня нисколько не огорчает!