Режиссер фильма «Железное небо» Тимо Вуоренсола рассказал, как и под какой проект можно привлечь финансирование и помощь от Интернет-пользователей, стоит ли смеяться над политиками и почему именно нацисты стали темой его «черной» комедии.
В центре сюжета – попытка «лунных нацистов», сбежавших в конце Второй мировой войны на темную сторону спутника Земли и там «окопавшихся», вернуть себе власть над миром. Как обычно, на фоне мирового катаклизма разыгрываются частные любовные и комические истории: отношения прекраснодушной юной нацистки и темнокожего астронавта-туриста или предвыборная кампания энергичной, но бестолковой дамы-президента.
AIF.RU: Расскажите о том, как и почему вы решили делать фильм, привлекая к участию интернет-сообщество.
Тимо Вуоренсола: В 2006 году фильм, в создании которого я принимал участие, Star Wreck, снятый всего за 13 тыс. евро, стал настоящим Интернет-вирусом, и я понял, что Интернет-аудитория обладает большим потенциалом. Мы стали разрабатывать эту идею и приняли ее за основу нового проекта, который в итоге стал фильмом «Железное небо». Привлечение интернет-пользователей через ресурс wreckamovie.com шло по трем направлениям – финансирование (пользователи жертвовали свои средства), аутсорсинг (мы привлекали сотрудников из интернета – IT-специалистов, графиков, актеров), и промоушн – реклама в социальных сетях, мерчандайз (создание плакатов, игрушек, компьютерных игр). Проектом в Сети заинтересовалось около 250 тысяч человек. Те из них, кто решил присоединиться к проекту, работали с максимальной отдачей, так как считали фильм «своим».
AIF.RU: А в чем польза такого подхода для картины, если исключить сугубо материальный аспект?
Т.В.: Прежде всего, в том, что режиссер чувствует себя свободным от влияния кинокомпании, финансирующей фильм – это влияние очень существенно в традиционных проектах. Получив миллион евро от толпы жертвователей, тебе не нужно персонально отчитываться перед каждым из них о каждом потраченном евро. Это не члены совета директоров и не некий частный инвестор, который может вложить один сходную сумму, а потом начнет диктовать, какими должны быть главные герои, как они должны себя вести, кто будет их играть и так далее.
AIF.RU: Каким должно быть кино, чтобы «толпа», интернет-сообщество, пожертвовало деньги на его создание?
Т.В. Сюжетно оно может быть любым. Главное – какими будут его создатели. Режиссер и другие члены съемочной группы должны быть активны, хорошо разбираться в интернете, его ресурсах и возможностях. Ну и, конечно, важное требование – проект просто обязан интересовать пользователей. За неинтересное никто платить не станет. Интересовать и трогать.
AIF.RU: Почему именно нацисты? Не Сталин, например?
Т.В.: Почему, при всем богатстве выбора террористических режимов, мы выбрали именно нацистов? В отличие от всех прочих режимов, нацисты атаковали, разрушали общечеловеческое наследие, культуру, самые основы нормальной человеческой жизни. Они вознесли себя на пьедестал надо всем остальным миром, не ограничиваясь рамками своей страны, как другие режимы, и пытались разрушить все, что не подпадало под рамки их идеологии, их расовых предрассудков.
AIF.RU: С одной стороны, вы в фильме высмеиваете нацистов, с другой – Соединенные Штаты…
Т.В.: Я, как и все, наверное, в мире, слежу за мировой политикой, и вижу, что происходит. Ситуация довольно сходная – то, что было в 30-е годы и то, что происходит сейчас. Серьезный финансовый кризис, серьезная война, которая только что закончилась, и все амбициозные политики стараются извлечь из этого пользу – это же так удобно, подняться на трибуну и сказать всем: «Я знаю, что вам всем делать и как правильно жить». Такие политики есть не только в Америке, но и в Европе. Скажем, Обама чисто по-человечески мне нравится, но разве он сделал что-то, чтобы прекратить военные действия в разных уголках мира? До тех пор, пока харизматичные политические лидеры в разных странах говорят: «Надо что-то делать с этими нехорошими иностранцами», Гитлер, в метафорическом смысле, может вернуться.
AIF.RU: Президент США у вас – женщина, притом довольно одиозная.
Т.В.: Ну да, она чем-то напоминает Сару Пейлин. Кстати, Пейлин не первая, кого мы собирались спародировать в нашем фильме. Первой кандидаткой была дочь президента Буша Джина Буш. Этакая пародия на семейную президентскую династию. Однако из-за того, что у Джины были серьезные проблемы с алкоголем, и по другим причинам, мы сделали персонажа, напоминающего Сару Пейлин. Она для нас была просто находка, увидев ее выступления, внешность, манеры, мы всей съемочной группой дружно воскликнули: «Вау! То, что нужно». Но наш персонаж, конечно, с Пейлин не срисован, это микс из нескольких американских политиков.
AIF.RU: Вы не боитесь, что кто-то из политиков обидится, подаст на вас в суд?
Т.В.: В демократических странах политики, то есть публичные персоны, не имеют права «обижаться» на общественное обсуждение, критику их профессиональной деятельности и «морального облика». Другое дело – страны, где нет прочных демократических традиций. Но наш фильм никого из таких стран не задевает. Про мистера Путина мы в фильме не упоминаем, шутить над ним не стали, а единственный российский персонаж второго плана – представитель России в ООН – вполне себе симпатичный. И конечно, у него нет реального прообраза.
AIF.RU: Сложно было работать с непрофессиональными актерами и другими привлеченными специалистами?
Т.В.: Актеры, то есть исполнители главных ролей и ролей второго плана, у нас были профессиональными, подобранными специалистами по кастингу, либо я с ними уже был знаком и работал, как с Гетцем Отто. Непрофессионалы из интернета играли в массовке, но это обычная практика, когда в массовку набираются непрофессионалы, так что ничего сложного. Привлечение компьютерных специалистов – другое дело, тут был некий challenge, когда заранее неизвестно, сможет ли человек справиться с заданием, которое перед ним поставлено. Но тем интереснее результат.
AIF.RU: Вы – довольно молодой режиссер, но уже, можно сказать, успешный. Аки Каурисмяки - классик. Есть ли основания говорить о некой «большой истории», подъеме современной финской режиссуры?
Т.В.: Я мог бы прибавить к вашему списку еще несколько фамилий, скажем, Ялмари Хеландер, он даже в Голливуде востребован, однако я не считаю, что 4-5 имен – повод говорить о «большой истории». Выносить финское кино на мировой рынок сейчас легче, чем прежде, но до сих пор сложно. Мир мало что знает о Финляндии – водка, сауна, Лапландия – и не сказать, чтобы слишком интересуется. Но мы движемся вперед, уже есть несколько интересных молодых режиссеров, чьи фильмы я надеюсь в ближайшее время увидеть на большом экране.