405

Георгий Гаранян: «Не делайте из меня икону и не вешайте на стену»

Как рассказала вдова саксафониста Нелли Закирова, в понедельник в 11 часов утра у Гараняна остановилось сердце.

Несчастье случилось в Краснодаре, куда музыкант вместе со своим оркестром приехал на гастроли. Как уточнила его вдова, Георгий Арамович должен был выступать там 15 и 16 января вместе с прославленным французским маэстро Мишелем Леграном.

На концерты Георгия Гараняна приходили люди всех поколений - и старшего, и молодого, только начинающего открывать этот удивительный жанр - джаз. Они знают о Гараняне от своих родителей, которые до сих пор хранят пластинки ансамбля «Мелодия» и приносят их на концерты, чтобы получить автограф живой легенды.

Вот мнение одного из старейшин джазового цеха, президента Московского джаз-ангажемента Юрия Саульского: «Творческая карьера одного из самых известных советских джазовых музыкантов - Георгия Гараняна - складывалась на моих глазах. Он яркий представитель мэйнстрима, во многом определивший само это понятие в практике отечественного джазового музицирования. Гаранян - саксофонист, композитор, аранжировщик, дирижер, прекрасно владеющий всеми этими профессиями, - безусловно, является одной из знаковых фигур современного российского джаза».

Много внимания Гаранян уделял просветительству. Он был автором и ведущим программы «Джаз-клуб Георгия Гараняна» на «Радио России – Культура» и ведущим программы «Джем-5» на телеканале «Культура».

Гаранян - лауреат многих международных джазовых фестивалей - в Праге, Бомбее, Гаване, Варшаве, Финляндии, Израиле, член Союза композиторов РФ с 1975 года и Союза кинематографистов РФ с 1996 года, академик Киноакадемии «Ника», кавалер ордена Почета (1999г., кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством IV степени ).

Первым из джазовых музыкантов он стал заслуженным артистом (1981) и народным артистом Российской Федерации (1992). Регулярные аншлаги в Большом зале консерватории - и в результате Гаранян, единственный джазовый музыкант, имеющий абонемент в одном из самых престижных залов мира, получает Государственную премию России. Впервые в истории она вручена за достижения в джазе!

Но все регалии и любовь публики ни капли не изменили этого скромного человека. «Только, пожалуйста, не делайте из меня икону и не вешайте на стену. Я всего лишь Георгий», - говорил о себе Гаранян в одном из интервью.

- Как живется джазовым музыкантам в России? Нормально. Правда, речь, конечно, о хороших музыкантах. Джаз в России сейчас на подъеме, залы заполняются фанатами, много фестивалей, концертов, так что грех жаловаться. Вот в Америке, на родине джаза, я знаю многих классных музыкантов, которые вынуждены днем работать на какой-нибудь фирме, а вечером играть в клубе. А недавно я узнал, что один мой любимейший саксофонист, оказывается, днем бухгалтером работает… Мне повезло. Я играю джаз и для души, и могу джазом заработать себе на штаны. Это – счастье, - признавался Гаранян.

Спокойный, уравновешенный и мудрый, Гаранян был не просто музыкантом и учителем, он был настоящим миротворцем. Выросший в семье армянина и русской, Георгий Арамович впитал в себя культуры своих родителей и поэтому всегда призывал к миру народы, находившиеся в состоянии вражды.

- По-моему, межнациональные конфликты - это примета времени. Раньше такого не было. У меня, например, в оркестре всегда работали два азербайджанца. Да посмотрите на мою сегодняшнюю семью. Моя жена - Нелли Закирова - мусульманка, я христианин, и у нас никогда не бывает «религиозных войн». Мы оба верующие и с уважением относимся друг к другу. Могу еще добавить, что моя приемная дочь, русская по национальности, взяла мою фамилию и в графе «национальность» написала «армянка». Кстати, у меня три дочери: старшая Наталья - психолог, Карина живет в США - она компьютерный дизайнер, а Вероника - журналист, работает во Франции, училась в Академии киноискусства, работает на ТВ. Ну а моя Нелли - журналист, ее репортажи ты мог видеть по телевидению.

На преподавательском поприще одним из своих наиболее важных достижений Гаранян считал учебник «Аранжировка для эстрадных, инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей», написанный в 1970-х годах. По этой книге до сих пор учатся студенты всех музыкальных вузов и училищ России.

Смотрите также:

Оставить комментарий (7)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых