Примерное время чтения: 5 минут
4637

Эмир Кустурица: в чём секрет «балканского Феллини»

Эмир Кустурица.
Эмир Кустурица. www.russianlook.com

Жила-была Югославия

События, происходившие в прошлом веке в Югославии, коснулись каждого жителя этой страны, в том числе самого Эмира Кустурицы. В 1992 году дом в Сараево, где вырос Кустурица, был разрушен, а отец режиссёра вскоре после этого скончался от сердечного приступа. После этого Эмир вместе с семьёй покинул Сараево, но не Югославию, которая навсегда осталась жить в его памяти и его фильмах. Сам режиссёр считает распад Югославии одной из величайших трагедий минувшего века. «Я всегда называл себя югославом, хотя такой национальности просто не существует, — говорит он. — Я не знаю, есть ли у меня теперь дом. Мой настоящий дом остался там, в Сараево».

Переживания режиссёра о судьбе отечества легли в основу многих его фильмов. «Жила-была одна страна» — так начинается один из лучших фильмов Кустурицы «Андеграунд», история подпольного «государства в государстве», живущего по законам военного времени в стране, которой уже давно нет. В финале картины все герои фильма пускаются в свободное плавание на отколовшемся от берега куске земли — так режиссёр представляет народ Югославии, которая окончательно откололась от Европы.

Действие другого фильма Эмира Кустурицы «Папа в командировке», принёсшего ему первую Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля, происходит в Сараево в конце 40-х – начале 50-х. В разгаре конфликт Тито со Сталиным, мир лихорадит, и каждое неосторожное слово сулит неприятности. Семейная драма разворачивается на глазах шестилетнего Малика, отца которого арестовывают по доносу любовницы. «Папа в командировке» — это пронзительная история о человеческих отношениях, о предательстве и прощении, любви и ненависти, отчаянии и надежде. В это страшное время, где брат доносит на брата, а семьям арестованных остаётся только надеяться, что их близкие вернутся из затянувшейся «командировки». Тоска Кустурицы по той, исчезнувшей Югославии звучит и в картине «Жизнь как чудо», для съёмок которой режиссёр построил настоящую деревню Дрвенград в горном районе Златибор в Сербии.

Цыганская школа свободы

«Для цыган существуют только деньги, любовь, семья. И всё. Ничего лишнего», — говорит Эмир Кустурица. В детстве он жил рядом с цыганским районом и был хорошо знаком с традициями и культурой цыган. «Моя жизнь тогда была скучной, ограниченной строгими европейскими правилами. А у моих цыганских ровесников была полная свобода, хотя это часто приводило к катастрофическим последствиям. У них чем больше свободы, тем меньше денег. В нашем обществе наоборот», — рассказывает режиссёр. Свои воспоминания Кустурица отразил в фильме «Время цыган», ставшем одним из лучших кинематографических портретов жизни этого народа. Фильм представляет собой неспешный фантасмагорический рассказ о свободе, с которой рождается и умирает цыган. Главный герой — бедный юноша Перхан, который отправляется в далёкое путешествие с цыганским бароном Ахметом, чтобы заработать денег на свадьбу и вылечить сестру-калеку.

Рейтинг цитируемости

Эмира Кустурицу не зря называют балканским Феллини: в своих фильмах Кустурица часто обращается к творчеству своего кумира. «Я горжусь тем, что разгадал, как Феллини делал свои фильмы. Я тот фокусник, который узнал секретные трюки своего коллеги. Феллини использует три особых приёма: во-первых, это яркие характеры, во-вторых, невероятная архитектура сцен, а в-третьих, особое средиземноморское видение мира».

Образ летающей невесты, который появляется во многих фильмах Кустурицы, навеян произведениями Марка Шагала, а подводная сцена с невестой в «Андеграунде«— это цитата из фильма Жана Виго «Аталанта», который Кустурица считает одним из своих любимых.

Музыка Горана Бреговича

В творчестве Кустурицы особого внимания заслуживает музыка. Каждый год Каннский фестиваль открывается музыкальной прелюдией из фильма «Время цыган». Саундтрек, вошедший в сотню лучших в мире по версии газеты Daily Telegraph, принадлежит авторству сербского композитора Горана Бреговича, который написал музыку ещё к двум фильмам Кустурицы — «Аризонская мечта» и «Андеграунд». После «Андеграунда» бывшие соратники и друзья поссорились насмерть и до сих пор не разговаривают друг с другом. Музыку к фильму «Чёрная кошка, белый кот» написал Нелле Карайлич, музыкант группы The No Smoking Orchestra, в которой также играет Кустурица. После разрыва с Бреговичем музыка не исчезла из фильмов Кустурицы, но совершенно точно перестала быть одним из главных героев. Сам режиссёр, конечно, не признаётся в том, что частью славы обязан Горану Бреговичу: «В нём больше не было необходимости. Ведь Брегович так или иначе обрабатывал цыганские мотивы, причём не всегда был достаточно корректен, чтобы упомянуть оригинал».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах