С одной стороны — наш легендарный «дом с лошадьми» имеет такую славу, что всем кажется, будто любое событие там имеет государственную важность. Может быть, поэтому такие влиятельные люди, как Марк Захаров и Олег Табаков, сочли своим долгом вмешаться и написать письмо Путину о том, что Николай Цискаридзе, в отличие от нынешнего директора Анатолия Иксанова, достоин директорского кресла большого театра? Кстати, за время, прошедшее с опубликования новости об этом прошении, стало известно, что письмо подписали 12 человек, среди них Алиса Фрейндлих, Геннадий Хазанов, Елена Образцова, Зураб Соткелава. Если так, если Большой театр всегда должен становиться предметом общественных дискуссий, то чего бы тогда не организовать обсуждения, не созвать партсобрание, не потребовать публикации финансовых отчетов? Злые языки тут же предложили бы опубликовать финансовые отчеты и тем, кто вмешивается не в свое дело...
Тут уже вторая сторона медали. О ней как раз и написал в своем блоге Михаил Швыдкой, рассказывая о наличии этого самого письма. «Такого, чтобы руководители одних театров просили снять с работы своего коллегу из другого театра, — такого мне еще не доводилось читать», — пишет экс-министр культуры РФ, ныне представитель президента РФ по международному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
Причину, по которой Николай Цискаридзе — блестящий солист, танцовщик, красавец, хороший педагог, яркая, медийная личность — вдруг стал ставленником определенной части заслуженных деятелей культуры, узнать невозможно никак. Ее можно только предположить — шепотом, тыча пальцем наверх. Особенно учитывая то, что подпись министра культуры Владимира Мединского на контракте, в котором значится продление сотрудничества с Анатолием Иксановым в качестве директора Большого, уже стоит. Некоторые СМИ предполагают, что деятели культуры просто чуточку опоздали с часом отправки письма. Можно было бы добавить — и с годом, и с веком. Время коллективных писем, слава Богу, прошло. Или должно пройти... Но прошлые привычки не отпускают?
Письмо это буквально за одни сутки стало причиной, по которой на подписавших его обрушились сотни саркастических насмешек и прямых ругательств — как со стороны СМИ, так и со стороны простых людей, читателей, интернет-пользователей. Почему?
Потому что Николай Цискаридзе во главе Большого театра на посту директора — это примерно как Максим Галкин во главе государства на посту Президента. Или чихуахуа на посту директора питомника.
Конфликт Николая Цискаридзе с Большим имеет большую историю. Безусловная звезда с 1992 года, солист, из юноши на наших глазах превращаясь в мастера, уже с
Ровно год назад танцовщик выступил с резкой критикой «стройки века» — реконструкции Большого театра. Широко разошлись его слова о подъемах, которые невозможно делать в новых репетиционных залах: потолки такие низкие, что балерины бьются головой. Цискаридзе обрадовал общественность информацией, что вместо старинной лепнины в Большом теперь — пластмасса и папье-маше, посаженные на клей ПВА. Что исчезли бронзовые ручки с дверей и канделябры. Что на венецианском покрытии, которое сменило старинный паркет, люди в кроссовках скользят и падают. Наконец, что кафель, покрывший некогда деревянные полы в закулисных коридорах, очень холодный, и танцовщики не могут на нем присесть отдохнуть!
Справедливости ради надо сказать, что реконструкция подвергалась критике очень много раз, и не только из уст Цискаридзе — но это очень опасная тема, и заминалась она мгновенно. Ведь на нее было потрачено около 35 миллиардов рублей.
После того, как Николай Цискаридзе выступил со своим мнением о реконструкции, его едва не уволили из ГАБТ. Но на помощь пришло еще одно коллективное письмо в его поддержку.
О том, как сам коллектив театра относится к нынешнему директору Анатолию Иксанову и к возможной кандидатуре на этот пост Николаю Цискаридзе, AиФ.ru рассказали источники в Большом, пожелавшие остаться неизвестными. Иксанова считают чужим по определению, поскольку он долгие годы работал главным администратором, а потом директором драматического театра (то есть БДТ им. Товстоногова). Коллектив удивляет, что Иксанов крайне редко посещает спектакли — все предыдущие директора всегда смотрели репертуар. Кроме того, говорят сотрудники, к нему не достучишься — он отдален от всех коллективов, принимает только руководителей подразделений, и на его этаже даже лифт не останавливается. Словом, отношение коллектива к нему скорее критическое. Что касается Цискаридзе, его знают как гениального танцовщика, человека, который действительно знает, любит театр и предан ему. Но его администраторские способности вызывают в коллективе большие сомнения.
Итого: вопрос с назначением Цискаридзе как минимум на два года закрыт, контракт с Иксановым подписан до 2014 года и пересмотрен не будет, как заявляет Министерство культуры. Вопрос закрыт, но послевкусие осталось.