46865

Зомби блокадного Ленинграда. Новая «правда» о войне обречена на скандал

«Блокадный дневник».
«Блокадный дневник». © / Кадр из фильма

Миллионы людей, выходящие на марши «Бессмертного полка», свидетельствуют: нам не все равно. Ни боль от потерь, ни гордость за победу никуда не делись. Наверное, именно поэтому вокруг современных фильмов и книг о войне происходят самые жесткие баталии.

Российская творческая интеллигенция в последние десятилетия пытается сказать «новое слово» о войне. Эту новизну можно условно разделить на два потока. Первые обращают основное внимание на картинку, стремясь увлечь молодежь ярким шоу  так было, например, в «Сталинграде» или «Т-34». Вторые яростно «срывают покровы», собираясь рассказать зрителям «настоящую правду», которую от них скрывали десятилетиями. Но по факту  городят несусветные мифы, когда одно вранье вырастает из другого, а творческий интеллигент уже не разбирает, где прямо врет, а где — самозабвенно заблуждается. Впрочем, способность поверить в миф, в том числе в самостоятельно придуманный, свойственна «творцам», единственными целями которых являются деньги и самолюбование.

Любители срывания покровов уже не в первый раз выбирают тему блокады Ленинграда. Она особенно остро зазвучала после печально известного опроса телеканала «Дождь»: «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?». Как оказалось, большинство российских граждан считают постановку такого вопроса кощунственной, что крайне огорчает либеральную часть общественности. Поэтому деятели данного направления поставили перед собой задачу как можно ярче продемонстрировать публике, с одной стороны, нечеловеческие муки простых ленинградцев, а с другой  рассказать о том, как обжиралась во время голода партийная элита.

После «Праздника»

Но с последним справляться становится все труднее. Объективный анализ фактов, свидетельств очевидцев говорит о том, что пресловутые «ромовые бабы товарища Жданова»  миф, не выдерживающий даже поверхностной проверки. Ленинградское руководство в блокадные годы имело усиленный паек, в чем никакого криминала нет, но никакого объедалова и обжиралова не было и в помине.

Это не помешало режиссеру Алексею Красовскому в январе 2019 году выпустить картину «Праздник», изначально заявлявшуюся как «комедия о блокаде». История про то, как состоящая на спецобспечении семья собирается тайно съесть курицу, вышла на редкость слабой  и в творческом смысле, и в человеческом. И хотя режиссер напирал на «знакомство с настоящими документами», количество ляпов и неестественности буквально зашкаливало. А «настоящих документов», разумеется, не оказалось. «Праздник» в конечном итоге выпустили на Youtube-канале режиссера, избавив широкую публику от созерцания шедевра.

А вот картину режиссера Андрея Зайцева «Блокадный дневник» планируется пустить в широкий прокат. Если точнее, она должна была выйти к 75-летию Победы, однако эпидемия коронавируса заставила отложить премьеру.

Ходячие мертвецы

3 октября фильм представили на Московском международном кинофестивале. Мнения о нем разошлись категорически. Пока одни призывают, образно говоря, идти и смотреть, другие настоятельно рекомендуют это никому не показывать.

Февраль 1942 года, молодая женщина, похоронившая мужа и сама находящаяся на грани, идет через весь город к отцу, чтобы проститься и попросить у него прощения. Но главным героем фильма, говоря по совести, становится сам Ленинград и его обитатели.

То, что «Блокадный дневник» не избежит скандала, стало ясно уже после первого трейлера. Черно-белый город, более похожий на плохой рисунок. Саночки с хлебом, переворачиваются, и их содержимое оказывается на снегу. На этот звук оборачиваются… Нет, не люди, а настоящие зомби в лохмотьях, которые, шепча «Хлеб, хлеб», начинают сходиться к драгоценному грузу. А вот вам трамвай, в чреве которого сидят умершие и замерзшие питерцы. И так далее, и тому подобное.

Главное ощущение от «Блокадного Ленинграда»  это умерший город ходячих мертвецов. И кажется, что образы режиссер Зайцев брал именно из популярного западного сериала.

«Это святая тема, и все, что есть в фильме, — воспоминания переживших блокаду»

Еще в 2010 году господин Зайцев за документальный фильм «Виктор Астафьев. Веселый солдат» был отмечен почётным знаком «за историческую правду в раскрытии событий Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.» XIII Международного фестиваля военного кино имени Ю. Н. Озерова.

И сейчас он тоже претендует на раскрытие правды. В интервью «Российской газете» Зайцев заявлял: «Это документальная реальность. Я писал сценарий, основываясь на Дневных звездах, свидетельствах Блокадной книги“ и воспоминаниях Даниила Гранина. И никогда не позволил бы себе что-то сфантазировать на тему блокады. Это святая тема, и все, что есть в фильме,  воспоминания переживших блокаду. И у Гранина, и у Берггольц, и в дневниках блокадников есть подробное описание города зимой 1941 года — самой лютой, когда от мороза и голода погибло очень много людей. Потом научились как-то налаживать жизнь, еды стало больше, и в более поздних съемках улицы выглядят не так убийственно. А первый год  самый страшный. В декабре отключили электричество, операторы сдали камеры, и этой жестокой зимы почти нет ни на фото, ни в кинохронике».

Очень удобная позиция  объяснившись отсутствием хроники и прикрывшись Ольгой Берггольц и Граниным, выдавать свою версию реальности. Которая почему-то вызвала отторжение у тех, кто пережил блокаду и их близких. Наверное потому, что даже в самые страшные месяцы блокады Ленинград оставался городом живых, а не городом мертвых.

Город живых

«Город мертвых» существовал только в представлениях гитлеровцев, стоявших на его подступах и методично наносящих по нему артиллерийские и бомбовые удары. «Город мертвых», показанный в «Блокадном дневнике», не мог бы держать линию обороны, выпускать на предприятиях необходимую фронту продукцию, вывозить женщин и детей под «Дороге жизни», принимать грузы с «Большой земли».

На московской станции метро «Новокузнецкая» есть удивительная мозаика, созданная художником Владимиром Александровичем Фроловым. Он создавал ее в блокадном Ленинграде в те самые месяцы первой блокадной зимы. 68-летний художник завершил свою работу, дождался отправки груза в Москву и умер в феврале 1942 года. Но эта его последняя мозаика была тем же, чем легендарная надпись на стене Брестской крепости: «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина». Старый мозаичник пал как герой, как солдат на фронте, до конца занимаясь делом всей жизни.

В блокадном Ленинграде хранилась уникальная коллекция семян, собранная Николаем Вавиловым. 28 сотрудников Всесоюзного института растениеводства умерли от голода на своих рабочих местах, но ни один из них, даже в самые страшные минуты, не попытался продлить себе существование, воспользовавшись семенами из коллекции.

Сотрудники Ленинградского зоопарка во время блокады, сами страдая от голода, спасли жизни многих своих питомцев, в том числе жизнь бегемотихи Красавицы. Летом 1942 года новость о том, что зоопарк жив и продолжает работу, заставляла жителей города на Неве поверить в то, что никакие испытания их не сломят и победа все равно останется за нами.

Не нужно думать о том, что кто-то хочет забыть о жертвах. Пискаревское кладбище не даст забыть об этом никогда. Но превращать ленинградцев в зомби  это просто подло. И никакими документами в данном случае прикрыться нельзя.

И снова «опрос»

Совсем недавно озабоченные общественные деятели говорили о том, что годовщину снятия блокады никак нельзя отмечать военным парадом в Питере  это, мол, событие больше скорбное, чем торжественное. Вот только сами жители блокадном Ленинграда не сомневались в том, что снятие блокады является их победой над врагом. Так неужели сегодняшние «срыватели покровов» умнее тех, кто сам прошел через блокаду?

О поддержке релиза фильма «Блокадный дневник» заявила компания «МТС Медиа». Вице-президент по развитию медиабизнеса компании МТС Игорь Мишин заявил: «Блокадный дневник — это честная картина об одном из самых трагических испытаний в истории нашей страны. Режиссер говорит об этом с большой болью, с искренним желанием рассказать правду и сохранить память в нашем быстро меняющегося мире о тех, кому было суждено пройти эти нечеловеческие испытания. Очень важно познакомить как можно больше зрителей с этим фильмом, поэтому мы решили поддержать релиз картины».

Новая дата выхода фильма в широкий прокат  27 января 2021 года. То есть очередная «настоящая правда» обрушится на головы граждан в день полного снятия блокады Ленинграда.

А знаете, кого можно найти в списках членов совета директоров «МТС медиа», поддержавшего «Блокадный дневник»? Михаила Зыгаря, который в 2010-2015 годах являлся главным редактором телеканала «Дождь». Тот самый опрос про необходимость сдать Ленинград немцам случился на «Дожде» как раз в период руководства Зыгаря. И вот теперь не без его участия россиянам предлагается отведать правду о ленинградцах-зомби.

Мертвые, как известно, сраму не имут. А живые?

Оставить комментарий (4)
Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы