Всего лишь выдающийся, да и только!
Пьесу «Обыкновенное чудо» знаменитый сценарист, драматург и писатель Евгений Шварц завершил в середине пятидесятых, и она стала одной из последних его работ: Шварц скончался в 1958 на 62-м году жизни. Но он успел дать «Чуду» окончательное название (рабочим было «Медведь») — для первой театральной постановки в московском Театре-студии киноактера — и увидеть пьесу напечатанной (книга вышла в 1956). А режиссер того спектакля в школе-студии Эраст Гарин позже — в 1964 — снял и фильм по пьесе.
Черно-белый фильм Гарина оказался весьма удачным. Роль Медведя, например, сыграл набирающий популярность Олег Видов, а Короля — сам режиссер. Эту экранизацию можно упрекнуть разве что в некоторой старомодности: по интонациям и по поведению актеров в кадре она очень похожа на «Золушку» 1947 года, сценарий к которой тоже писал Шварц (и в которой Гарин, кстати, тоже играл Короля). Впрочем, подобный подход к экранизации сказок тогда был весьма распространен: вышедшая в том же 1964 «Сказка о потерянном времени» Александра Птушко сделана в похожей манере.
«А кто у нас муж?»
Евгений Шварц оставил большое наследство, да и при жизни спектакли по его произведениям шли во многих театрах СССР, он писал сценарии к фильмам, выходили его книги. При этом во время Гражданской войны будущий драматург в какой-то момент оказался не на той стороне: служил в Добровольческой армии, был участником Ледяного похода и штурма Екатеринодара, во время которого получил тяжелую контузию, последствия которой ощущал всю жизнь.
Но потом Шварц оказался в Петербурге, начал писать для детей, работал в детских изданиях: например, в журналах «Ёж» и «Чиж». Сейчас из его творчества чаще всего вспоминают «Сказку о потерянном времени», «Дракона», «Тень» и, разумеется, «Обыкновенное чудо».
«Да, я взбунтовался!»
Марк Захаров возглавил театр «Ленком» в 1973 году и почти сразу же принялся за съемки фильмов для телевидения. В 1976 вышли четырехсерийные «12 стульев» — словно в пику одноименному фильму Леонида Гайдая, который тот снял пятью годами раньше. А в 1978 Захаров принялся и за «Обыкновенное чудо».
Актерский состав его экранизации очень сильный: он собрал почти всех звезд второй половины семидесятых и начала восьмидесятых. Хозяина-волшебника сыграл Олег Янковский, Хозяйку — Ирина Купченко, Принцессу и Медведя — 25-летний Александр Абдулов и 23-летняя Евгения Симонова. Королем стал Евгений Леонов, — ему было не впервой показывать, что его персонаж имеет самые разные ипостаси — а его циничного Министра-администратора — Андрей Миронов, который объединил в этой работе сразу несколько предыдущих ролей, от Димы Семицветова из «Берегись автомобиля» до Остапа Бендера из «12 стульев». Ну и, конечно, дуэт фрейлины Эмилии и трактирщика Эмиля (Екатерина Васильева и Юрий Соломин).
Король я или не король?
Эраст Гарин снимал сказку, а вот у Марка Захарова получилась притча. Стало общим местом оценивать успешность той или иной ленты по количеству цитат, которые, что называется, ушли в народ, тем более что советский кинематограф в шестидесятые и семидесятые годы подарил нам множество фильмов, героев которых хотелось цитировать. И «Обыкновенное чудо» стало одним из них, заняв в череде безусловных удач кино СССР подобающее место.
Что касается цитат из «Обыкновенного чуда», то в данном случае есть определенная загадка. Герои фильмов Гарина и Захарова в целом произносят одни и те же фразы, которые написал Шварц. Но в фильме 1978 года эти фразы обрели своего рода завершенность. «Три дня я гналась за вами, чтобы сказать вам, как вы мне безразличны», «Приказ свой не отменю, потому что я самодур», «Вот и славно! трам-пам-пам!» — как и любые другие народные афоризмы, они давно потеряли авторство. Ну а диалог Министра-администратора и Хозяйки («А кто у нас муж? — Волшебник. — Предупреждать надо») хоть и перекликается с похожей сценой из «Формулы любви» того же Захарова, но вполне самостоятелен.
Необязательно знать, кто именно написал или сказал те или иные слова, чтобы раз за разом использовать их и видеть понимающую улыбку на лице собеседника. Но все же желательно помнить об авторах, пусть путь их слов к благодарному зрителю и оказался весьма извилист и причудлив.