В фильме Дмитрия Месхиева «Батальонъ» поднимается непростая тема женщин на войне. Кинокартина основана на реальных событиях, произошедших во время Первой мировой войны. Действие фильма разворачивается в тяжёлый для нашей страны 1917 год, когда многие солдаты отказывались идти служить, а армия была на пороге окончательного разложения. Для того чтобы поднять боевой дух и устыдить мужчин, по приказу временного правительства под командованием георгиевского кавалера Марии Бочкарёвой (Марии Ароновой) был организован специальный женский батальон (Мария Кожевникова, Ирина Рахманова, Янина Малинчик, именуемый также «батальоном смерти». Дмитрий Месхиев с помощью продюсеров Игоря Угольникова и Фёдора Бондарчука воплотил на экране трагическую историю 17-го женского подразделения. Каждая из судеб этих мужественных женщин уникальна, но главным героем фильма стала не одна из них, а судьба всего батальона — первого, женского, бессмертного.
АиФ.ru предлагает вспомнить и другие фильмы, в которых кинематограф запечатлел женский подвиг на войне.
«А зори здесь тихие…»
Историю пяти девушек, ставших собирательным портретом всех женщин, участвующих в Великой Отечественной войне, по книге Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» снял Станислав Ростоцкий. В основе сюжета лежит реальный эпизод из жизни: семеро солдат, после ранения служившие на станции железной дороги, не позволили немцам совершить взрыв на своём участке. После этого страшного боя в живых остался только командир. Уже после начала работы над книгой Васильев понял, что история получится более трагической, если он заменит образы героев на женские. В тылу советских войск старшина Васков (Андрей Мартынов) и его взвод, состоящий из пяти девушек-добровольцев (Ольга Остроумова, Ирина Долганова, Елена Драпеко, Ирина Шевчук, Екатерина Маркова), вступает в неравную схватку с группой фашистских диверсантов, которые планируют взрыв на железной дороге — именно таким мы знаем сюжет военной повести Васильева, воплощённый на экране. Сразу после премьеры фильм «А зори здесь тихие…» стал лидером советского проката и до сих пор остаётся одной из самых любимых кинолент, посвящённых теме войны.
«В небе „ночные ведьмы“»
Ещё один фильм о женщинах, которые во время Второй мировой войны не могли отсидеться вдали от линии фронта, сняла Евгения Жигуленко. «Ночные ведьмы» — так называли фашисты советских лётчиц 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка за их бесстрашие и профессионализм. В исключительно женском полку числилось 80 лётчиц, которые совершали до 300 полётов за ночь, сбрасывая каждая по 200 кг авиабомб. В его составе воевала и сама режиссёр фильма — Жигуленко была командиром звена и за проявленное в боях мужество получила звание Героя Советского Союза. В 1981 году она увековечила на экранах подвиг храбрых «ночных ведьм», в этом ей помогли актрисы Валентина Грушина, Яна Друзь, Нина Меньшикова, Валерия Заклунная и другие.
«В бой идут одни „старики“»
В одной из самых известных картин о Великой Отечественной войне тоже есть персонажи из знаменитого женского авиационного полка. «Стариками» в фильме называют лётчиков не по возрасту, а по количеству сбитых вражеских самолётов, но даже они удивляются тому, сколько орденов и медалей у Зои Молчановой (Ольга Матешко) и Маши Поповой (Евгения Симонова), случайных гостей из 46-го женского полка. Эпизод встречи лётчиков с «ночными ведьмами» основан на реальных событиях: у Зои Молчановой есть прототип — Герой Советского Союза Надежда Попова, заместитель эскадрильи девушек. Сама Надежда, в отличие от героини фильма, прошла всю войну и вышла замуж за Героя Советского Союза Семёна Харламова, который был главным консультантом фильма Леонида Быкова «В бой идут одни старики».
«Комиссар»
Не все фильмы с участием женщин в войне обрели широкую популярность и сразу дошли до зрителя. Драма Александра Аскольдова «Комиссар», снятая в 1967 году, была запрещена к показу в течение двадцати лет. Этот фильм о женщине-комиссаре Клавдии Вавиловой (Нонна Мордюкова), которая во время Гражданской войны рожает ребёнка и впервые за долгие годы чувствует себя не солдатом революции, а обыкновенной женщиной, не пришёлся по нраву правительству. «Комиссар» — первая картина Александра Аскольдова, она же стала и его последней работой, потому что режиссёра исключили из партии, уволили со студии и официально объявили профессионально непригодным. В то время когда в нашей стране фильм запрещали к показу, этот взгляд на роль женщины в войне поразил зрителей за рубежом, там картина получила многочисленные награды на престижных кинофестивалях.
Гусарская баллада
Среди фильмов о женских подвигах на войне есть место и жанру комедии: российским зрителям хорошо знакома работа Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», снятая в 1962 году по мотивам пьесы Александра Гладкова «Давным-давно». Центральным персонажем кинокартины о событиях 1812 года стала обычная девушка (Лариса Голубкина) из военной семьи, которая решила защитить Родину от французского вторжения, для чего переоделась в мужской военный мундир. Шурочка Азарова не просто отлично справилась с тяжёлыми воинскими обязанностями, но даже успела отличиться: спасти из плена русского генерала, за что фельдмаршал Кутузов (Игорь Ильинский) лично наградил девушку. На создание образа отважной героини автора пьесы вдохновила первая женщина-офицер в русской армии, знаменитая «кавалерист-девица» Надежда Дурова. Зрители сразу оценили задорное настроение кинокартины и приметили начинающую актрису Ларису Голубкину, которая после дебюта в роли бойкой Шурочки стала любимицей советских зрителей.