Если о Великой Отечественной войне фильмы снимали и снимают, то Первая мировая наш кинематограф почему-то не очень интересовала. Но в середине февраля на экраны выходит первый российский фильм о той войне - «Батальонъ». В центре сюжета - легендарный женский батальон смерти. Весной 1917-го его кинули в самое пекло, чтобы примером женского мужества поднять дух мужчин-солдат. Командира батальона Марию Бочкарёву сыграла Мария Аронова.
Быть серым кардиналом
Юлия Шигарева, «АиФ»: Мария, на ваш взгляд, женщина и война, окопы, необходимость убивать - эти два мира совместимы?
А вообще это страшно, когда женщина перестаёт быть в тени. Если судьба, или мужчины, окружающие её, или пережитое горе ставят её в положение командира. Это же очень важно, прежде всего в семье, чтобы жена была именно серым кардиналом. Чтобы она была шеей, мягко, исподволь определяющей, в каком направлении будут двигаться её близкие.
- Историки Первую мировую называют самой малоизученной. А вы, готовясь к съёмкам, узнали что-то новое по сравнению с тем, что мы все учили в школе?
Судьба этого женского батальона нелепа и трагична. Там, на войне, этих девочек использовали как пушечное мясо - бросили в окопы отбивать атаки немцев. Чтобы они своей стойкостью удержали бегущих с поля боя мужиков. Это был в буквальном смысле слова театр военных действий - глупый, нелепый, ненужный. Их и насиловали на фронте, и били... Но в фильме всего этого ужаса нет - наоборот, хоть наши парни и слегка опоздали, но всё-таки они бегут на помощь.
Вернуть память
- Писательница Светлана Алексиевич высказала однажды такую мысль - на Руси девушек не учили быть счастливыми. Их готовили к жертвенности, к страданиям. Поэтому и в горящую избу она, и коня на скаку, и из перестроечной ямы свои семьи опять же женщины вытаскивали, пока мужики соображали, как им к этой новой жизни приспособиться.
- Это вообще христианский подход к жизни - жертвенность и страдание. В житии одного из старцев есть такой эпизод - он, уйдя от мира в пустынь, однажды утром воскликнул: «У меня ничего не болит! Господи, почему ты перестал любить меня?»
Это же странная история - кресты, которые мы тащим, грехи, которые отрабатываем… Вот скажите, какая самая главная радость у женщины?
- Семья, наверное?
- Не наверное, а точно! И в первую очередь дети! Больше радости нет. А основные женские горести - проблемы в жизни её мужчины и её детей. А кто ещё, скажите, кроме матери и бабки, будет отмаливать эти ошибки, эти беды? Не мужики же!
- И тут возникает вопрос: а как воспитать детей так, чтобы потом не приходилось их беды, ошибки, грехи замаливать?
- А мы не их грехи замаливаем, а свои. В чём проблема-то? То, что несём мы, на наши плечи положили дедушки и бабушки. А всё, что несут наши дети, - это мы. Ведь в наших детях мы не любим прежде всего то, что не любим в себе. Бесит, когда похожи, бесит, когда в них видишь те качества, которые так и не смог перебороть в себе. И твой ребёнок начал проходить эту же программу.
- А вам это удаётся - не ругать своих детей за то, что они повторяют вашу судьбу?
- Думаю, что нет, к сожалению. И это ещё страшнее! Потому что знаешь - дети будут за всё платить. Но всё равно плюёшь и делаешь.
- Возвращаясь к фильму... Зритель современный, «попкорновый» это кино поймёт?
- Очень надеюсь. Очень хочется, чтобы пришла молодёжь. Именно поэтому мы поставили рейтинг 12+, именно поэтому убрали все жёсткие сцены. Очень важно, чтобы дети наши знали историю. Потому что то поколение, которое сейчас растёт, - в основной своей массе оно же растёт вне культуры, без знания истоков, не умея видеть и анализировать причины того, что происходит вокруг. И, на мой взгляд, основная наша, взрослых людей, задача - вернуть им эту память.