Примерное время чтения: 8 минут
10061

«Стыд пожирает изнутри». Виноват ли Юрий Быков в провале «Завода»?

Режиссёр, сценарист и сопродюсер фильма «Завод» Юрий Быков.
Режиссёр, сценарист и сопродюсер фильма «Завод» Юрий Быков. / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Режиссер Юрий Быков снова разочаровался в результатах своего творчества. На этот раз он остался недоволен прокатными сборами фильма «Завод»: за десять дней картина собрала всего 31 млн рублей (данные ЕАИС), а количество зрителей составило 117,7 тысячи. «Это точно не результат „народного фильма“ и уж точно не результат „народного режиссёра“», — написал Быков в своих блогах в социальных сетях.

Что за фильм «Завод»?

По сюжету картины герои работают на заводе, которым владеет олигарх Калугин (Андрей Смоляков). Зарплату им не платят уже с полгода, а однажды просто сообщают, что предприятие будет закрыто. Группа рабочих под руководством бывшего афганца Седого (Денис Шведов) захватывает Калугина в заложники и требует выкуп, который покроет все долги бизнесмена перед ними.

Идея «Завода» родилась у Быкова пять лет назад, сразу после выхода его самых знаменитых фильмов: «Майора» и «Дурака». Но до съемок он добрался нескоро. За прошедшие годы он снял два сериала для Первого канала: «Метод» и «Спящие».

В финансировании «Завода» принимали участие кинокомпания Yellow Black & White Films (долгое время делала сериалы для СТС: «Кухня», «Папины дочки», «Отель Элеон» и «Ивановы-Ивановы») и французская компания Kinovista, а также сам Быков. Премьера фильма состоялась в сентябре 2018 года на международном кинофестивале в Торонто в рамках секции Contemporary World Cinema.

Фильм в итоге действительно провалился, тут Быков прав. По данным СМИ, производственный бюджет «Завода» составил примерно 1 млн евро (около 77 млн рублей), а его сборы сейчас более чем в два раза меньше (31 млн). Для того чтобы картина окупилась в прокате, необходимо собрать как минимум в два раза больше затрат на производство. Отметим, что неизвестно, сколько денег было израсходовано на продвижение картины и рекламную кампанию.

«Интеллектуальный киноман не стал тратить время и деньги, потому что режиссёр честно признался „Медузе“, что хипстеры не его аудитория, а хипстерам и даром не нужен мускульный философский боевик о „колхозниках в коже и с автоматами“, — пишет Быков. — Какие бы смыслы ни были заложены в фильме, это априори не тонко. А „не тонко“ — это к массовому зрителю. Массовый же зритель предпочёл полтора часа хорошего настроения „Лего“ и „Бабушки“ в компании друзей жёсткому, местами нудному фильму, который мужчины за 30, обиженные на мир, как Седой, смотрят на вод-сайтах в гордом одиночестве под пиво».

Режиссер также заметил, что по результатам экзит-полла зрителями «Завода» стали 29-летние неженатые мужчины.

Были ли объективные причины провала?

Строго говоря, были. Не секрет, что в российском прокате (да и не только в российском) после подъема выручки в декабре и начале января следует неизбежное падение посещаемости кинотеатров. Кроме того, «Завод» вышел 7 февраля, когда еще не полностью выработали свой потенциал хиты конца января: один из основных претендентов на «Оскар», фильм Питера Фаррелли «Зеленая книга», и отечественная комедия «Бабушка легкого поведения 2» с Александром Реввой и Дмитрием Нагиевым.

Да и в феврале конкуренты у «Завода» оказались весьма сильными. Так, 7 числа в прокат выходили анимационный «ЛЕГО Фильм-2» и комедия «Как я стал русским», а 14 – фантастический боевик Роберта Родригеса «Алита: Боевой ангел» и еще одна отечественная комедия от «Квартета И»: «Громкая связь».

В итоге «Завод», у которого были пятьсот копий, в первый уикенд (7-10 февраля) заработал лишь 17 млн рублей (10 место в общем рейтинге), а во второй (14-17 февраля) – вообще 6,7 млн (снова 10 место).

Что будет дальше?

Если судить по записи Юрия Быкова, все плохо.

«Слава богу, продюсеры — приличные люди и ничего отрывать не будут, а, наоборот, всячески подбадривают, за что им, как и зрителям, низкий поклон, но чувство даже не смущения, а стыда просто пожирает изнутри», — пишет режиссер.

Быков уверен, что следующие полнометражные фильмы ему придется делать «почти за ноль», поскольку «никто никогда больше таких денег, как на „Завод“, не даст».

«Дешёвая камера, без света, очень небольшие гонорары артистам, группа из альтруистов, работающих за еду, ну и никаких гонораров себе», — уверен он, добавляя, что снятые картины придется просто выкладывать в интернет, ну а зарабатывать придется, делая сериалы раз в два года.

«Прошу прощения у группы, артистов и партнёров за этот пост, но делать вид, что всё в порядке, нет сил. Не в порядке. И виноват в этом я», — уверен Быков. Он также называет себя «наивным мудилой», который сумел растерять огромный багаж доверия, полученный после «Дурака».

Что случилось после «Дурака»?

Юрий Быков прославился двумя картинами, которые он выпустил в 2013  и 2014 годах. В 2013 вышел «Майор»: драма о полицейском, который сбил ребенка и с помощью коллег пытался уйти от ответственности (главные роли сыграли Шведов и сам Быков). В 2014 Быков отметился «Дураком»: драмой о молодом сантехнике, который добивается расселения аварийного общежития. Обе картины получили множество призов, а сам Быков получил статус «народного режиссера», который снимает «народное кино»: именно к этому статусу он апеллировал в своей заметке по поводу «Завода».

Позже Быков снял для Первого канала два сериала. Но если его «Метод» — вольная адаптация американского «Декстера» с Константином Хабенским в роли детектива-маньяка – заслужил только хвалебные отзывы, то «Спящие» вызвали целую волну критики. В последних речь шла о том, что многие известные чиновники, политики и общественные деятели на самом деле являются спящими агентами иностранных спецслужб. В начале сериала эти агенты по специальному сигналу переходят к активным действиям, направленным на разрушение российской государственности. Подобный сюжетный ход был использован, например, в американском сериале «Американцы», в котором главными героями была семейная пара живущих в США российских разведчиков под прикрытием. Но именно «Спящие» подверглись разгрому, поскольку снял фильм Быков, который и не скрывал своих либеральных взглядов.

Дело было осенью 2017 года, и после многочисленных дискуссий Быков написал в своих блогах покаянное письмо: «Боюсь, что после совершенного я больше не могу быть публичной фигурой и объектом следования. Мне придётся уйти надолго в тень. И даже не для того, чтобы мои преступления забыли, а для того, чтобы не раздражать собой окружающий мир и тем более не сбивать с толку людей, которые действительно хотят верить в то, что что-то возможно изменить».

Кроме того, тогда Быков пообещал перестать снимать. Правда, после того, как доделает уже начатый «Завод».

«Вероятно, это будет моя последняя картина. Я, как говорится , всё просрал из-за собственной глупости и трусости», — заключал режиссер.

Второй сезон «Спящих», кстати, снимал уже не Быков, что явно не пошло на пользу сериалу. Что касается других его работ, то они получили и международное признание. Так, в феврале 2018 года онлайн-сервис Netflix показал сериал «Семь секунд», основанный на завязке сюжета «Майора», а также приобрел права на зарубежную трансляцию сериала «Метод».

Писатель Захар Прилепин в комментарии к посту Быкова на Facebook заметил, что в России «действительно 50-100 тысяч умных зрителей-читателей-слушателей».

«Ну и что. Остальные и так всё понимают. Это наш народ. Другого нет», — написал он.

А киновед Кирилл Разлогов пригласил Быкова в свою программу «Культ кино», которая выходит на канале «Культура». «Поговорим. Здесь все не объяснишь, а заинтересованных зрителей станет больше», — пообещал он.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах